Надежда Михалкова сняла сериал «Номинация» – получилось ли усидеть на стульях режиссера, сценариста и постановщика?

«Номинация» – это сериал не об отечественной киноиндустрии, а скорее о его подноготной. В центре истории – кинематографический клан, где практически каждый занят в кино. По сюжету, молодая актриса Вера Истомина (которую играет сама Надежда Михалкова), утверждается на роль в голливудском кинопроекте. Однако съемки срываются, и Вере приходится вернуться на родину, но в киношной тусовке ее больше никто не ждет. У Веры есть сестра Татьяна, тоже актриса. Она снимается в низкопробных отечественных сериалах и рекламе, но всегда мечтала о серьезной и глубокой роли в каком-нибудь фестивальном артхаусе.

Надежда Михалкова сняла сериал «Номинация» – получилось ли усидеть на стульях режиссера, сценариста и постановщика?
© Слово и Дело

Вера и Таня – дочери известного и уважаемого кинорежиссера, который скончался 16 лет назад. После его смерти, актерский и кинематографический клан постепенно распадается. Его жена (Людмила Максакова) пытается снимать кое-какие фильмы в рамках фамильного фонда кино, однако эти фильмы не претендуют ни на какой успех. Фонд имени того самого режиссера Истомина погряз в коррупции, а обстоятельства ставят всех героем перед вызовом: срочно снять фильм, который было бы не стыдно показать в Каннах.

Надежда Михалкова в своей работе раскрывает зрителям все то, что скрыто за кадром практически каждого российского кинопроекта – разборки со спонсорами, откровенно дырявые сценарии, когда актеры не понимают, что нужно играть, коррупция и прочие неприятности. Именно вся эта волокита, по мнению Михалковой, и удерживает наше кино на столь низком уровне по сравнению с мировыми проектами.

Отражение внутреннего мира

На протяжении всего сериала зрителя, знакомого с биографией семьи Михалковых, не покидает ощущение, что происходящее на экране – это что-то автобиографическое. Как будто Надежда пытается проработать собственные переживания и мысли о том, как она сама распорядилась наследием своей знаменитой фамилии. Надежда уже пробовала себя в статусе режиссера – другим ее крупным проектом стал фильм «Проигранное место», который не нашел сочувствия и интереса у зрителя. Но больше она работает на актерском поприще, а значит лично знает все перипетии и сложности этой индустрии.

На экране в «Номинации» Надежда Михалкова изобразила другую, но себя – такую же «кинопринцессу» настоящего «кинокороля», у которой актерский успех был по праву фамилии. В сериале она нередко проговаривает, видимо, свои собственные мысли о своем положении.

«С такой фамилией ты еще ничего не сделал, а тебя уже либо любят, либо ненавидят», — говорит героиня Вера Истомина.

В интервью Esquire Надежда Михалкова всячески отрицает «все совпадения с реальными событиями и именами», и все же говорит, что давно хотела сняться с Анной Михалковой в одном фильме, где они бы изображали именно сестер, и в этом смысле их игра очень убедительна. Помимо прочего, Надежда показала то, как на самом деле выглядит жизнь богатых людей у нас в России – за референс брались «Наследники» HBO.

Мы считаем, что сериал «Номинация» – это настоящий прорыв для Надежды Михалковой как для режиссера.

До успеха еще далеко

Несмотря на то, что на экране – семья (в прямом и художественном смысле), между героями чувствуется некий разлад. Это действительно немного мешает смотреть сериал – кажется, что каждый актер просто читает собственные реплики, но единого диалога вообще нет. Быть может, это и было задумкой Надежды, но зрителю погрузиться в это может быть непросто.

С другой стороны, плохая актерская игра может быть закономерна, ведь именно о ней, в частности и говорит Михалкова в сериале. И все же тут собраны актеры первой величины нашего шоу-бизнеса: обе Михалковы, Людмила Максакова, Андрей Смоляков, Алексей Гришин.

Приятно порадует зрителя начало – интервью с Катериной Гордеевой, где Гордеева более естественна, чем сама Надежда (прием крутой, но исполнение не удалось). И вообще, в сериале много отсылок именно на наше время и нашу культуру, и тем достовернее кажется главная драматическая линия сериала.

Одним словом, ничего оригинального в этом сериале зритель тоже не найдет, да и, честно говоря, не идет Надежде этот образ плачущей принцессы, сбежавшей с бала. Наоборот, она, как и сестра Анна, воспринимаются как солнечные, яркие, светлые актрисы. Но драматизм им совсем не дается.

Очевидно, что сериал «Номинация» - это попытка Надежды Михалковой проработать свой незакрытый гештальт. Все бы хорошо, но была совершена большая ошибка – занять все ключевые должности в проекте (режиссер, сценарист, исполнительница главной роли). Попытка засчитана, но до уровня отца не дотягивает.