11 февраля на Netflix состоялась премьера сериала «Изобретая Анну», рассказывающего историю реальной аферистки Анны Делви (настоящая фамилия Сорокина), провернувшую одну из самых громких мистификаций последних лет. Наш киноредактор Елена Зархина рассказывает, удалось ли проекту создать цельный и убедительный профайл девушки-загадки.
«Под подозрением»: лихой шпионский триллер с Умой Турман и звездой «Теории большого взрыва»
30 самых ожидаемых новых сериалов 2022 года
«Пэм и Томми» — смелый байопик об интимном скандале Памелы Андерсон и ее мужа-рокера
Шоураннер Шонда Раймс (на ее счету «Скандал» и «Бриджертоны») в своем первом сольном проекте для Netflix переносит на экран реальную историю известной мошенницы русского происхождения Анны Сорокиной (Делви). Девушке удалось обвести вокруг пальца (и опустошить кошельки) половины Манхэттена, выдавая себя за обеспеченную немецкую наследницу.
Свет на историю пролила журналистка Джессика Пресслер, выпустившая в New York Magazine крупный материал-расследование феномена Сорокиной.
«Изобретая Анну» был в числе самых ожидаемых сериалов 2022 года. Еще бы, реальная история Сорокиной-Делви пару лет назад гремела в мировой прессе как скандал международного значения. Центром притяжения общественного внимания служила противоречивая фигура мошенницы: она дочь русского дальнобойщика из Подмосковья или наследница немецких аристократов? Она сказочно богата или только убедительно делает вид? Откуда она вязалась? Кто ее семья?
Но самый главный вопрос касался не происхождения Анны, а того, как эта хрупкая девушка сумела навести суету в высшем свете Нью-Йорка и облапошить сильных мира сего?
Разбираться с феноменом мошенницы на экране Шонда Раймс решила в компании режиссера «Дьявол носит Prada» Дэвида Фрэнкела, который хорошо знаком с миром высокой моды и таких же непомерных амбиций.
Казалось, что этот тандем обречен на успех, тем более что главную роль в сериале исполнила Джулия Гарленд, знакомая многим по сериалу «Озарк» и чуть менее знакомая широкому зрителю по отличной драме «Ассистентка». Забегая вперед, скажу, что Гарленд в образе Сокрокиной-Делви — настоящий бриллиант шоу. Актриса блестяще исполнила роль мошенницы с тысячью лиц. Одна проблема — сложно убедительно сыграть конкретную персону, про которую так мало известно правдивых фактов.
Именно этот зазор между настоящей Анной и ее складно выстроенным образом играет с авторами сериала злую шутку — им тоже сложно рассказать честную историю, изначально построенную на лжи и недомолвках. Оттого и четкого портрета аферистки в сериале нет: мы будем летать с ней по главным столицам мира, отдыхать на роскошных яхтах, веселиться в кругу богатых и знаменитых, но заглянуть за эту идеально выстроенную ширму не получится.
Каждая серия «Изобретая Анну» начинается с позаимствованного у «Фарго» братьев Коэнов шутливого титра: «Вся эта история — чистая правда. За исключением всех тех моментов, которые полностью выдуманы». В общем, разбирайтесь сами, чему верить, а чему нет.
Против истории работает и узнаваемая стилистика Netflix с их пестрой картинкой, динамичным монтажом и стремлением не вглубь, а вширь. Кажется, что подобный проект куда лучше смотрелся бы в линейке HBO или Hulu (у последнего в этом году выйдет свой сериал про известную аферистку Элизабет Холмс под названием «Выбывшая») с их более строгим подходом к сторителлингу, рассчитанному не столько развлечь публику, сколько разобраться в самой сути мистификации.
Раймс и компания идут иным путем, наследуя атмосферу другого хита Netflix «Эмили в Париже» — пестрой открытки, лишенной логики и убедительности, но способной скрасить своей бессмысленностью несколько ваших вечеров. Вот и «Изобретая Анну» только прикидывается расследованием, но никаких серьезных потуг в этом направлении не совершает.
В одной из первых серий шоу есть эпизод, в котором бойфренд Анны выступает со своей лекцией на TED и рассказывает о важности людей делиться своими снами — для этого юный стартапер даже придумал специальное приложение, на которое собирает с богачей инвестиции. Речь этого горе-бизнесмена, перегруженная бессмысленными эпитетами и бессвязными «аргументами», напоминает выступление какой-то очередной инфоцыганки. Вот и сериал довольно быстро начинается казаться пафосной, но лишенной искры и конкретики обманкой.
Да, в шоу есть свои маленькие удачные находки. Например, интересны второстепенные герои, преследующие собственные цели. Адвокат Анны, Тодд, женат на богатой наследнице и никак не может отделаться от комплекса бедняка, поэтому рассматривает дело своей клиентки как шанс доказать целому миру, что и он чего-то стоит.
Журналистка Вивиан, запустившая расследование истории Сорокиной-Делви, — амбициозная карьеристка, которая репутационно сильно пострадала в прошлом (выпустила профайл «бизнес-гения», оказавшегося на поверку мистификатором-шарлатаном), сейчас вынашивает под сердцем ребенка и мечтает выстрелить с громкой историей, которая поможет подняться по карьерной лестнице. Поэтому у Анны и Вивиан немало общего, хоть и оказались они по разные стороны тюремной решетки: обе хотели взобраться повыше, просто пошли к вершине разными путями.
Но едва ли этого скупого набора плюсиков хватит на девять часовых эпизодов (которые кажутся бесконечными), потому что внушительный хронометраж постоянно уводит историю в строну, отвлекаясь на малоинтересные детали. Подробен ли этот портрет аферистки? Едва ли. Узнает зритель главный секрет Анны? Не особо.
Вот и имеем по итогу поверхностный и клишированный взгляд на действительно захватывающую историю. И очень жаль, что сериал с таким сильным потенциалом забудется быстрее, чем статья, на основании которой он был сделан.
Фото:Пресс-служба Netflix
Видео:Пресс-служба Netflix