«Выбор «Фриды» расширил исполнительские возможности Трусовой». Разбор программ топовых одиночниц
И что не так с произвольной у Щербаковой. 15 февраля начнутся соревнования одиночниц в короткой программе личного турнира на Олимпиаде. От России заявлены три фигуристки высочайшего уровня — Александра Трусова, Анна Щербакова и Камила Валиева. «Матч ТВ» разобрал музыку к их олимпийским программам с композитором Александром Гольдшейном — он много лет работает с фигуристами. Среди его клиентов разных лет обладательницы олимпийских медалей Сара Хьюз, Мишель Кван, Саша Коэн и Брейди Теннелл. Почему «Фрида» показывает новую сторону Трусовой, а в произвольной программе слабая связь музыки и элементов Зачем в программе Щербаковой скрестили Апокалиптику, Корнелюка и Лакримозу Насколько удачным можно считать выбор для программ Валиевой Александра Трусова Короткая программа — Композиция создана из фрагментов музыки Эллиота Голденталя к фильму «Фрида». Это кино о художнице Фриде Кало — сильной личности, женщине с непростым характером. Музыка фильма полна яркими фрагментами, но в этой программе акцент сделали на сдержанном драматизме. Поэтому хоть треки из «Фриды» часто использовали в фигурном катании, здесь многие звучат впервые. Это было довольно смелое решение: начать с вокального номера, который звучит практически без аккомпанемента, и продолжать программу очень прозрачной гитарной темой и вокальным танго. Соответствие музыки и хореографии поставлено по максимуму. Испанский колорит преподнесен с большим вкусом, он не перебарщивает и проявляется по всей длине программы. А руки как бы передают боль и драматизм сюжета фильма, что редкость. Элементы в целом гармонируют с музыкой. Правда, начальные прыжки на фоне солирующего голоса сочетаются довольно условно, зато вращения, дорожка и третий прыжок поставлены точно в музыку. А то, что темп движений Александры слегка опережает темп музыки, лишь усиливает впечатление скорости фигуристки. Дорожка шагов очень удачно легла на инструментальный проигрыш. В итоге выбор «Фриды» расширил исполнительские возможности Трусовой. Произвольная программа — Музыкальная композиция основана на трех треках из современного фильма «Круэлла». По сюжету в нем присутствуют песни и композиции в стиле панк-рок 60-х и 70-х годов XX века. Музыка очень динамичная и яркая. Ее напряженный эмоциональный характер, видимо, и привлек внимание создателей программы, где должны реализоваться максимальные возможности Трусовой в исполнении четверных прыжков. Самый конец проката был не на кульминационном последнем аккорде, а ушел в тихое окончание. Еще несколько лет назад такое завершение было абсолютно неприемлемым, а сейчас воспринимается как норма. На спортивных соревнованиях вся музыка прозвучала впервые. Это вообще редкий жанр, который выбирают фигуристы. Ведь подобный градус напряженности сложно передать без «ракетного» двигателя. Что касается соответствия музыки и хореографии, то оно безукоризненно лишь во время перехода на новую часть программы. В целом же, ни общая стилистика, ни движения рук Александры не сильно отражают стиль панк-рока. Когда весь замысел программы сосредоточен на исполнении четверных прыжков и каскадов, ждать существенного хореографического наполнения не приходится. В короткие секунды между долгими разбегами на элементы мало что реально сделать, но такая попытка, безусловно, налицо. На мой взгляд, сочетание музыки и элементов получилось очень слабым. Музыку использовали только как энергичный фон, и ее связь с элементами, думаю, не планировалась. Лишь первый прыжок в третьей части и дорожка шагов великолепно гармонируют с музыкой. Вполне вероятно, что в душе Трусовой тема «Круэллы» находит большой отклик. Со стороны сложно констатировать, что музыка хорошо соответствует индивидуальности спортсменки. Однако в другой ситуации, без таких технических обязательств, как в произвольной программе, рок-музыка могла бы ей подойти. Анна Щербакова Короткая программа — Музыкальная композиция представляет собой компиляцию двух однородных по стилю произведений израильско-американского композитора Инона Зура. Сейчас он в основном сочиняет музыку для видеоигр. В течение всей программы мы слышим быстрый темп с множеством неожиданных пауз. Редко и уникально для соревнований мирового уровня. Это придает и так очень энергичной музыке еще больше напряжения и драматизма. Здорово, что создатели программ для российских фигуристок не идут проторенными тропами и находят новую музыку, какую раньше никто не использовал. Отредактирована музыка идеально. Разве что количество пауз, которые отлично работали в начале программы и обращали на себя внимание, при возвращении к первой теме могли быть ритмически заполнены, чтобы не прерывать движение. Но это дело вкуса или возможностей: добавление там музыкального ритма не так уж обязательно. Грамотность музыкального выбора еще и в том, что современные технологии и тенденции записи мелодий для кино и видеоигр хорошо соответствуют задачам фигурнокатательной музыки. Их почти не надо дополнительно адаптировать для воспроизведения на больших аренах. Поэтому качество звучания этой программы не вызывает сомнений. Все звучит ровно и рельефно. Благодаря быстрому темпу музыки она отлично сочетается с хореографией. В ней масса акцентированных мест. У Анны хореографическая подготовка на таком уровне, что она умеет достойно исполнять быструю и ритмичную музыку. А благодаря высокой скорости скольжения и выполнения элементов их соответствие музыке тоже получилось прекрасным. Все они выглядят эффектно и логично. Судьи ведь очень присматриваются к тщательности дорожек шагов, поэтому для большинства фигуристок подбирают медленную музыку, а у Щербаковой и с быстрой проблем не возникло. Произвольная программа — Идея музыкальной композиции этой программы не понятна. Три совершенно разных по жанру композиции не укладываются в объяснимый сюжет или какое-то единое целое. Так, не вникая в содержание музыки, много лет назад делали программы не особо образованные тренеры. Но услышать подобное сегодня было странно. Все фрагменты этой музыки очень хороши сами по себе. Первая часть — Ruska (в переводе «осенний цвет») финской металл-группы Apocalyptica. Апокалиптика (от слова «апокалипсис») — это еврейская богословская наука или жанр научной фантастики, в котором рассказывается о наступлении глобальной катастрофы. Вторая часть — «Бал у сатаны» Игоря Корнелюка к фильму «Мастер и Маргарита», третья — обработка темы «Лакримоза» (в переводе «слезы») одной из частей «Реквиема» Моцарта (реквием — это заупокойная месса). Привожу переводы, чтобы как-то разобраться в общей задумке. Если с соединением двух первых частей еще можно согласиться (современная музыка с элементами мистики), то прибавленная к ним третья фаза убивает все надежды на понимание. Все перечисленные произведения раньше использовались в программах фигуристов, но, конечно, не вместе. Поэтому в таком сочетании музыка новая. Соответствие музыки и хореографии не постоянное. В первой части, когда сочетаются плавная мелодия и довольно быстрый пульсирующий ритм, совпадения есть, но здесь прыжки и не до хореографии. Хороша пантомима в переходе на вторую часть: характер музыки изменился, а стилистика движений нет. Трехдольный ритм последней части во многом соответствует дорожке шагов. Но в целом, сочетаний не много. Выручает пластика Щербаковой, хотя она в этой программе довольно однообразна, несмотря на контрастную музыку. Но все равно ее природная грация улучшает общее впечатление. Элементы тоже не полностью соответствуют музыке. В первой части совпадение только на двойном акселе, который попал на новую фразу в мелодии. Во второй части музыка очень помогает каскадам и последнему прыжку, он получился исключительно в ноты. В конце программы музыка очень подошла к финальному вращению. Камила Валиева Короткая программа — Музыкальная композиция основана на одном произведении — In memorium («в память») Кирилла Рихтера. Лирическая и немного грустная музыка без больших взлетов требует незаурядной пластики, чтобы передать настроение и приковать к себе взгляд. Тем более в конце мелодия даже идет на спад, а не на усиление, что раньше всегда было обязательным условием в любой программе фигуриста. У Камилы великолепно получилось оставаться в образе до последних нот. Жанр «новая эра», в котором написана музыка, сейчас очень популярен у молодых российских фигуристок. Тем не менее эта композиция новая — мы впервые ее слышим на больших соревнованиях. Теперь посмотрим правде в глаза: соответствуют ли все элементы музыке? Только на первом вращении. Остальная мелодия «не мешала» исполнению элементов и не подчеркивала их. Это очень удобный подход к выбору композиции, где музыка служит только эмоциональным фоном и ничего не диктует. В любом случае исключительная пластика Валиевой снижает впечатление о несоответствии элементов с музыкой. Произвольная программа — Музыкальная композиция состоит из «Болеро» Мориса Равеля в исполнении Лондонского симфонического оркестра. Этот оркестр специализируется на легкой классической музыке, для него специально адаптируют многие произведения. Именно это и сделали с «Болеро»: укоротили в два раза и убрали оригинальное начало-шепот. Мистику заменила энергия, и это очень на руку создателям программы. К тому же они чуть увеличили общий темп, что придало музыке еще больше динамики. «Болеро», конечно, не новинка в фигурном катании. Впервые его использовали танцоры, затем подхватили парники и одиночники. Многие катались под эту музыку блестяще, поэтому обращаться к ней было очень рискованно. Но не для Валиевой. Лидерам, которые умеют своим исполнением придать новые ощущения от классики, все прощается. Я не очень понимаю, почему начало композиции идет со слабой доли — это не характерно для «Болеро». Единственное объяснение, которое я могу найти: этот затакт сигнализирует фигуристке о начале проката. В остальном отредактировали музыку очень качественно. Что касается соответствия с хореографией, то Камила из тех исполнителей, которые могут, как говорится, держать музыку и не отпускать от себя внимание. Хореографических элементов в ее программе мало, ибо феноменальные прыжки отнимают массу времени. Зато природная пластика фигуристки не оставляет ощущения пустоты и держит заявленный образ. Музыка «Болеро» больше соответствует спортивным задачам программы, нежели предназначена раскрыть индивидуальность Валиевой. Ее талант позволяет выражать более широкий спектр эмоций.
«Мы сами не наказали соперника, не хочу ссылаться на судейство» — тренер «Динамо» Личка об игре с «Факелом»
Семин раскритиковал футболистов «Динамо» за невнимательность в концовках матчей
Черчесов — о продолжении работы в сборной Казахстана: «Придет новый начальник, мы сядем и посмотрим, что из этого выйдет»