Как проходили съемки фильма «Дети Дон Кихота»?

В пятницу телеканал «МИР» покажет фильм «Дети Дон Кихота» с Анатолием Папановым в главной роли. Трогательная история о том, как немолодой заведующий роддомом усыновляет малышей, от которых отказались их матери, покоряет сердца. Интрига раскрывается лишь в последних кадрах. До этого весь фильм его многодетная семья кажется самой обычной. И, несмотря на трудности и метания сыновей – очень счастливой. Младший сын, Юра, обожает кино и собирается сбежать в США, чтобы бороться за свободу угнетенных негров. Средний сын, Дима – студент вуза, романтик, мечтающий о настоящей любви. А старший, Виктор – художник, мучительно ищущий свой собственный художественный почерк.

Как проходили съемки фильма «Дети Дон Кихота»?
© Мир24

Смотрите в пятницу, 18 февраля, в 17:25 и в субботу, 19 февраля, в 7:00 на телеканале «МИР» художественный фильм «Дети Дон Кихота».

Рассказываем, как создавался фильм и почему актриса, игравшая мать-кукушку, так и не показала зрителям свое лицо. Жанр фильма обозначен как трагикомедия. И действительно, в нем уживаются эти два противоположных по сути начала. На драматическую основу – рассказ о проблеме отказа матерей от своих детей – нанизано море сцен, родом из хорошей, качественной комедии. Чего стоит только эпизод, в котором средний сын главного героя – романтик-студент – выдает себя за косметолога! Он вручает юной девушке чудо-крем, который создала, но еще не опробовала его мама. Однако крем оказывается «для веснушек». Впрочем, это уже не важно, поскольку молодой человек влюблен, и эта ситуация лишь подталкивает его к признанию.

Стоп, снято! Черно-белое кино и тематическая разнарядка

Фильм был создан по сценарию Нины Фоминой. Это была ее первая работа в кино. Режиссер Евгений Карелов уже снял к тому времени свой знаменитый фильм «Два капитана», который прославил его. Однако в 60-х годах кино переживало поиск новых тем и новых методов. До этого в 1950-е годы снимали относительно мало фильмов и шли на серьезные затраты, чтобы получить идеологически качественный результат. Это была еще эпоха сталинского кино, и когда нужно было с размахом пустить пыль в глаза, не скупились. Поэтому в 50-х большинство фильмов цветные.

А вот в 60-х снимали в основном черно-белое кино: фильмов стали снимать намного больше и пришлось экономить. Чести снимать цветное кино добивались лишь единицы – самые знаменитые режиссеры. Даже режиссеру Евгению Карелову, которому после успеха его фильма «Два капитана» многое было позволено, не удалось добиться цветной пленки для своего проекта. Уже в XXI веке этот черно-белый фильм обрел краски: новые технологии позволили сделать его цветным.

В Советском Союзе множество фильмов снималось не по собственному желанию кинематографистов, а по велению сверху. В условиях плановой экономики Госкино, выступавшее заказчиком от государства, составляло годовые разнарядки с темами, на которые должны были быть сняты художественные и документальные фильмы. Тематические планы включали в себя непременные фильмы про советскую армию, про крестьян, про рабочих, про героев труда, сатирические – о недостатках сферы обслуживания или о человеческих пороках – и так далее.

Фильм «Дети Дон Кихота» появился благодаря тому, что в стране возник запрос на сокращение разветвленной системы детских домов, которые были созданы в Советском Союзе во время войны и сразу после нее. Поколение сирот, оставшихся без родителей в 40-е годы, выросло. Но советская система позволяла женщинам, не желавшим брать на себя заботу о детях, отказаться от них в роддоме. И число детских домов не сокращалось. Это стало большой социальной проблемой и существенной нагрузкой на экономику страны.

Однако несмотря на Госзаказ, фильм «Дети Дон Кихота» получился по-настоящему качественным, хорошим и душевным. Во многом этому способствовали талантливые актеры, сыгравшие главные роли.

От Анатолия Папанова до безымянной красавицы-актрисы

Актер Анатолий Папанов, исполнивший главную роль, был к моменту начала съемок в зените своей популярности. Однако мало кто знает, что сниматься в кино он начал только за пять лет до того, ближе к своим сорока. По воспоминаниям коллег, камера Папанова просто гипнотизировала. Поэтому он долго не мог полноценно раскрыться на съемочной площадке и появлялся на экране лишь в эпизодах или второстепенных ролях. Лишь в 60-х годах режиссеры стали доверять ему большие роли в кино. Впрочем к 1964 году, когда начались съемки фильма «Дети Дон Кихота», его уже знали как великолепного разнопланового актера, который способен сыграть все – от комедии и фарса до тонкой и глубокой трагедии.

В фильме он играет человека очень твердых жизненных правил. За чрезмерную принципиальность и готовность жертвовать собой сыновья прозвали своего отца Дон Кихотом и порой посмеиваются над ним. Но в то же время отцовские жизненные принципы неумолимо проникают в сознание самих мальчиков, направляя их по пути чести и совести.

Главный герой пытается воспитывать не только сыновей. В киноленте есть эпизод, когда он горячо убеждает молоденькую мать-кукушку не бросать своего новорожденного ребенка. Сперва он по-отечески тепло рассказывает ей о горестях и радостях, которые дарят дети, и советует непременно купить сыну самокат. Однако эти пламенные слова не убеждают юную женщину. И он говорит ей: «Потом вы захотите все исправить. Все матери, бросившие своего ребенка, спустя годы требуют его назад, они умоляют, плачут. Но дети – не взрослые, они не прощают измены. Думайте, черт возьми, думайте!».

В роли матери-кукушки, которая хочет оставить сына в роддоме, снялась очень красивая актриса, имя которой не было указано в титрах. Да и лица ее зрители тоже не увидели. Всю свою небольшую роль она играет, отвернувшись от кинокамеры. Кинозритель видит только распущенные светлые волосы, да стройную прямую фигурку, напряженную, словно выражающую упрямство. Однако даже так было понятно, что девушка юная и красивая.

Зрители, а тем более кинокритики, конечно же, не пропустили такую интригу и пытались выяснить, кто снимался в этой роли. По внешним параметрам подходили несколько популярных актрис того времени, среди них – Наталья Кустинская, Светлана Савелова и Наталья Селезнева. Однако в этой роли снялась совсем другая, начинающая актриса из Прибалтики Ингрида Андриня. В то время она училась во ВГИКе и предложение сняться в первом в ее жизни фильме было для нее очень заманчивым. Однако уже согласившись на роль, девушка поняла, что яркая отрицательная роль может повредить всей ее будущей карьере в кино. Она хотела уже совсем отказаться от роли, но режиссер решил иначе.

По договоренности с ним всю свою роль она сыграла, отвернувшись от кинокамеры. Ее героиня как бы прятала лицо, стыдясь своего поступка. Это стало режиссерской находкой, ведь обезличивание этого персонажа выводило эпизод на уровень обобщения. Доктор в исполнении Папанова обращался со своей речью не только к конкретной героине, но и ко всем матерям, которые оставляют своих детей в роддомах. Позже кинокритики высоко оценили этот прием обезличивания персонажа и он даже вошел в отечественную кинематографическую школу.

Юная актриса Ингрида Андриня сыграла в этом фильме абсолютно анонимно: в титрах не появилось даже ее имени. А вот опыт, полученный в результате съемок, оказался очень ценным. Красавица-актриса сыграла потом роли в 27 картинах. Ее официальным дебютом стала считаться главная роль в мелодраме «В предрассветной дымке», которая была снята всего через год.

Как сложилась жизнь актеров, сыгравших сыновей Дон Кихота?

Фильм «Дети Дон Кихота» во многом обязан своим успехом образам сыновей главного героя, которые наполняют весь фильм подлинностью, юмором и человечностью. Эпизод с младшим сыном, который вместе с приятелем ночует на ступенях посольства США, чтобы встретиться с послом и потребовать свободы для угнетенных негров, очень хорош.

Выразительного веснушчатого мальчишку сыграл юный Андрей Бельянинов. Впрочем, эта роль стала единственной в его карьере. Когда юный актер вырос, он выбрал госслужбу, работал в первом главном управлении КГБ СССР, а затем занимал должность главы Таможенной службы России.

А вот два других актера, сыгравшие сыновей Дон Кихота, прочно связали свою жизнь с кинематографом. Лев Прыгунов, для которого роль среднего сына была одной из первых, всецело посвятил себя театру и кино. В его фильмографии почти сто ролей, в том числе в таких знаменитых фильмах, как «Застава Ильича» и «Как закалялась сталь». Правда большинство из них были эпизодическими. Снимался он и в США. В 2010 году об актере был снят документальный фильм «Лев Прыгунов. Джеймс Бонд Советского Союза».

Старшего сына сыграл актер Владимир Коренев. К тому времени он уже успел сняться в роли Ихтиандра в культовом фильме «Человек-амфибия» и считался советской суперзвездой. В картине «Дети Дон Кихота» Коренев играет молодого и амбициозного художника Виктора, который переживает творческий кризис и любовную драму со своей начальницей (ее сыграла Наталья Фатеева). Кинематографическая и театральная карьера актера впоследствии сложилась очень успешно. Всего у артиста около 30 ролей в кино и десятки созданных им театральных образов. Причем даже в самом конце жизни он играл статных красавцев. Последняя работа Владимира Коренева в кино – роль Немировича-Данченко в многосерийной мелодраме «Орлова и Александров», сыгранная им на пороге 80-летия.

Как снимали фильм «Дети Дон Кихота» и почему актриса, сыгравшая мать-кукушку, так и не показала зрителям свое лицо?Актеров, сыгравших в фильме «Дети Дон Кихота», как и сам фильм, любят и сегодня. Возможно, потому, что в этой советской киноленте минимум идеологии и максимум добра, любви, человечности.