"Вандализм и точка". Эксперты оспорили мнение губернатора об испорченной в Ельцин Центре картине

Анекдотичная история с нарисованными шариковой ручкой на картине Анны Лепорской глазами задела многих.

"Вандализм и точка". Эксперты оспорили мнение губернатора об испорченной в Ельцин Центре картине
© Уралинформбюро

Пожилой охранник в первый же день работы в Ельцин Центре не удержался и "вернул зрение" абстрактным лицам на полотне ученицы Малевича. Реставрация обошлась Третьяковской галерее в 250 тысяч рублей. Позднее выяснилось, что автор дополнения Александр Васильев – человек сложной судьбы, ветеран афганской и чеченской войн, получил контузию. Теперь ему сочувствуют, считая, что после случившегося картина только выросла в цене.

Такую позицию внезапно занял даже губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, который в последнее время взял за правило комментировать новости на своей странице в Instagram. Глава региона подчеркнул, что катастрофы не случилось – "Васильев не сделал ничего такого, за что его надо строго наказывать".

Более того, руководитель убежден, что "картина стала стоить в 10 раз дороже, потому что обрела новый смысл, прозрела".

"Уралинформбюро" обратилось к людям, которые хорошо разбираются в стоимости произведений искусства, чтобы узнать их мнение по этому поводу.

Фото: Instagram

Искусствовед, куратор Марина Альвитр

– Аукционная стоимость Малевича настолько велика, что вряд ли случившееся может на нее оказать какое-то влияние. На аукционную стоимость влияют другие вещи.

На мой взгляд, работы авангарда не нуждаются в популяризации, особенно такими варварскими способами. Точка.

Я считаю, что то, что произошло – это проявление вандализма. Человеку не объяснили, что такое в принципе произведение искусства. Налицо колоссальная проблема образования. Как это случилось, что мы перестали уважать искусство? У меня это вызывает боль и печаль.

Тем, кто видит в случившемся некий "акционизм", можно сказать: да, известны случаи, когда художники уничтожали работы. Но, как правило, это были произведения, которые они выкупали. Например, китайский художник Ай Вэйвэй известен тем, что разбивал старинные китайские вазы, но он за них сначала заплатил.

Мне абсолютно не жаль этого человека, по какой причине он считает возможным то, что он сделал? Да, это человек тяжелой судьбы, но как, простите, это его оправдывает?

И да, я считаю, что он заслуживает приговора, но не штрафов или принудительных работ. Назначьте ему три месяца принудительного изучения истории искусств, истории авангарда. Накажите его так!

Уверена, что сначала это вызовет сопротивление, которое в итоге может перерасти в интерес, может быть, даже этот человек станет счастливее.

Арт-директор галереи "Антонов", дизайнер Татьяна Колпакова

– Рассуждать о том, повлияет ли история с порчей картины на ее стоимость довольно странно. Эта работа принадлежит Третьяковской галерее, я не думаю, что они ее собираются продавать. Как можно говорить о возрастании цены работы, которую никто не продает?

Художественная ценность картины, очевидно, тоже не повысилась. Я не сторонник дурной славы. Люди узнали имя Анны Лепорской, но не думаю, что кто-то запомнит ее из тех, кого случившееся задело просто как жареный факт.

Лично для меня то, что случилось в Ельцин Центре – это страшное событие. Охранник, который это сделал, относится к моему поколению – мы в детстве и юности ходили в музеи, нам не нужно было объяснять простейшие вещи, например, что нельзя трогать экспонаты и громко разговаривать.

80 лет советской власти уничтожили интерес к искусству. А сегодня в одно министерство объединяют спорт и культуру!? Происходит повсеместная профанация, так что случившееся – это символ времени.

Люди ходят в музеи как в магазин или торгово-развлекательный центр, все превращается в аттракцион. Пора вывешивать в залах правила посещения музеев, людей нужно заново учить посещать учреждения культуры.

Я надеюсь, что Третьяковская галерея не будет афишировать историю о нарисованных глазках каждому посетителю. Об этой работе можно рассказать много гораздо более интересных вещей.

Что касается охранника, которого взяли на работу в выставочный зал, вероятнее всего, он нездоров, его жизненный путь был сложен... Да, ему хочется помочь, у меня он вызывает глубокое сочувствие. Но все-таки искусство нужно охранять сознательно. Я считаю что нужно тщательнее отбирать кадры, это относится не только к Ельцин Центру, он мог устроиться на работу в любой другой музей. Нужно избавить произведения искусства от варварского отношения. Неважно – это работа столетней давности или картина молодого художника.