Подлинная история «Трактира на Пятницкой». Где снимали легендарный детектив и кто стал прототипом главного героя?

Эта картина вошла в рейтинг 30 наиболее популярных фильмов за всю историю советского проката. Приключенческий детектив о борьбе московской милиции с бандитами запомнился яркими персонажами, лирическими сценами и криминальной романтикой героев. И, конечно же, белогвардейской песней «Господа офицеры...», написанной бардом Александром Дольским. Рассказываем об истории фильма и его исторических прототипах.

Подлинная история «Трактира на Пятницкой». Где снимали легендарный детектив и кто стал прототипом главного героя?
© Мир24

Смотрите в пятницу, 18 февраля, в 21:35 и в субботу, 19 февраля, в 10:10 на телеканале «МИР» художественный фильм «Трактир на Пятницкой».

Сценарий и непридуманная реальность

1920-е…эпоха НЭП, оперативники МУРа ищут банду преступников-рецидивистов, обосновавшихся в трактире на Пятницкой. Сыщики внедряют в шайку двух сотрудников под прикрытием... Фильм снимали по мотивам повести Николая Леонова «Ждите моего звонка», но после удачной экранизации картина была переименована в «Трактир на Пятницкой». Леонов до своей писательской карьеры отработал десять лет в Московском уголовном розыске, имел богатый опыт, из которого брал сюжеты своих произведений. Он же написал и сценарий к фильму, снятому режиссером Александром Файнциммером.

По сравнению с повестью, написанной о работе советской милиции в середине 1920-х годов, в фильме более выражена детективная линия. Интрига строится вокруг того, кто же является вторым внедренным агентом угрозыска в банде. Главные роли исполнили Александр Галибин, Геннадий Корольков, Лев Прыгунов, Тамара Семина, Константин Григорьев и Николай Еременко младший. Примечательно, что эпизодическую роль бандита сыграл Виктор Косых – Данька из не менее популярных «Неуловимых мстителей».

Для Александра Галибина роль уличного вора-карманника Пашки-Америки стала первой крупной работой в кино. На эту роль долго не могли найти актера, пока помощник режиссера не увидел студента-четверокурсника театрального института Галибина на спектакле и не позвал на пробы. И это выбор оказался удачным как для актера, так и для всего фильма.

У фактурного персонажа Галибина был реальный прототип с такими же именем и прозвищем. По-видимому, Леонов при работе над своей повестью решил использовать историю этого уникального в своем роде преступника. Павел Андреев, он же Пашка-Америка, орудовал в Москве в конце 1940-х годов и был не безобидным карманным вором, а убийцей и грабителем, совершавшим кровавые налеты на магазины и банки. Его делу посвящена одна из передач документального цикла «Следствие вели…» с Леонидом Каневским.

Прозвище свое матерый бандит получил за пристрастие к модной одежде и элегантной внешности. Андреев мечтал сорвать большой куш, перебраться в настоящую Америку и начать жизнь обеспеченного человека, но его выдала сообщница. В 1949 году Андреев был пойман и осужден на 25 лет.

В поисках трактира: где снимался фильм?

В своей повести Николай Леонов так описывал знаменитый трактир:

«На стене старого четырехэтажного дома красовалась вывеска «Ресторан «Встреча», но никто в округе такого ресторана не знал, заведение было известно как трактир «Три ступеньки». Трактир находился в полуподвале старого дома. К тяжелой дубовой двери вели три щербатые ступеньки… Гульба всегда имела какое-нибудь пристойное название. Гуляли тихо, говорили чинно и понимали друг друга с полуслова. За всю зиму Пашка не помнит ни одной драки или скандала. В случае надобности предложение «выйти во двор» делалось как бы между прочим. Скандалист в залу не возвращался, и о нем никто не вспоминал».

Сам трактир располагался на месте современного дома №76 в конце Пятницкой улицы. До 1932 года здесь стояла двухэтажная постройка, снесенная для строительства дома-коммуны Рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества (РЖСКТ) «Образцовая типография». Однако товарищество ликвидировали, и застройку получило РЖСКТ «1-е Замоскворецкое объединение».

Кстати, 1-я Образцовая типография (бывшая типография Сытина) находится здесь же, на Пятницкой улице, через дорогу от этого дома. В сытинской типографии помощником корректора в 1912-1914 годах работал Сергей Есенин, который часто захаживал в питейное заведение. Рассказывают, что именно здесь поэт впервые попробовал спиртное, чем вызвал гнев своего отца, также жившего неподалеку.

Собственно, с эпохой НЭПа на Пятницкой расцвели злачные места, притягивавшие криминальную публику.

«Пятницкая, как все Замоскворечье, как весь город, была к концу 1920-х годов до предела перенаселена. Коммунальные многосемейные квартиры были и в разделенных перегородками особняках, и в бывших богадельнях, вдовьих и доходных домах, в гостиницах-подворьях. Люди ютились в полуподвалах и даже в подвалах, в церковных трапезных и колокольнях. Всё это был для Москвы пришлый люд, но и коренные жители в массе своей жили также» (из книги Михаила Горнунга «Зарницы памяти»).

В фильме же местом легендарного трактира стало здание на Большой Ордынке, на территории подворья Малоярославецкого Никольского монастыря. Здание в русском стиле построили в 1890-х годах по проекту архитектора Петра Ушакова. Первоначально здание было двухэтажным, но во второй половине 1930-х его надстроили еще двумя этажами. Недавно его отреставрировали.

География съемок охватила многие известные московские места, которые можно было бы собрать в отдельный каталог достопримечательностей. В кадрах появляются Новодевичий монастырь, Рижский вокзал до реконструкции, Пушкинская и Садовническая набережные, Ванный домик у Елизаветинского пруда в Нескучном саду, Варварка и Гончарная улицы, Большой Ватин и Калашный переулки.

Эпизоды с торговыми рядами, где промышлял кражами Пашка-Америка, снимали в Ростове Великом, возле Ростовского кремля. Создатели фильма настолько тщательно подошли к натурным съемкам, что постарались воссоздать московский ландшафт в ростовских сценах. Так, задник на дальнем плане в торговых рядах очень напоминает силуэты Проломных Владимирских ворот Китай-города и Пантелеймоновской часовни. Оба сооружения были снесены в 1934 году, но в изображаемое в фильме время они еще стояли. Самое интересное, что ворота и часовня располагались в конце Никольской улице, перед Старой Лубянской площадью. На эту же улицу выходили верхние торговые ряды (нынешний ГУМ), так что герои фильма с этого места действительно могли видеть силуэты зданий.

[]