Школа + церковь = музыкальное училище
С Курском связано немало имён известных музыкантов – от великих классиков, таких как Георгий Свиридов и Матвей Блантер, до эстрадных артистов, таких как Евгений Белоусов. Пофессиональное образование эти люди получали в курских музыкальных школах. О том, где и как куряне учились музыке, рассказывает наш колумнист Виктор Крюков. Первая частная музыкальная школа в Курске была открыта в 1843 году. Её основателем стал отставной подполковник Матвей Гердличко, который руководил школой до своей кончины в 1869 году на 101 году жизни. Уроженец Суджанского уезда Аркадий Максимович Абаза организовал первые в Курске музыкальные классы, просуществовавшие с 1882-го до 1915 года. Нынешний музыкальный колледж имени Свиридова – полномочный и достойный преемник давних традиций, проживший вместе со своим городом непростую жизнь. Всё началось с пожара Здание музыкального колледжа в своё время объединило Конопатовскую церковно-приходскую школу и Благовещенскую (Воскресенскую) церковь. Визуальные напоминания об этом найдёшь не сразу. Начнём с церкви. Воздвигнутая в начале XIX века в царствование Александра I, она сделалась преемницей сразу двух старинных храмов города, стоявших на Красной площади: Воскресенского собора и Благовещенской церкви. А началось всё с большого пожара, случившегося в августе 1781 года на Красной площади, когда вокруг Воскресенского (старого) собора запылало множество деревянных строений. Сильно пострадал и сам храм. Тогда и было принято решение построить новую Воскресенскую церковь на северной окраине Курска, для чего выделили участок в 1500 квадратных саженей. Епархиальные власти передали новой церкви ризницу, иконостас и колокола Воскресенского собора. Решено было весь кирпич от разборки сгоревшего храма использовать при строительстве нового. Первоначально стройка шла успешно: в начале 1792 года при новой церкви уже существовал притч, в её правом приделе совершались богослужения. В том же 1792 году была упразднена пришедшая в ветхость старая Благовещенская церковь на Красной площади. Вся её церковная утварь и строительный материал от разборки стен тоже передали новостроящейся Воскресенской. Скоро указом духовного правления было велено именовать её Благовещенской, а Ильинскую церковь, стоявшую на месте когда-то существовавшего Божедомского монастыря (место нынешнего Дома книги), впредь называть Воскресенским градским собором. Но случилось непредвиденное. Ночью 20 октября 1799 года Благовещенская церковь развалилась почти до фундамента. Впрочем, этому предшествовала работа комиссии – как раз по поводу сомнений в качестве строительства. Но тогда претензий у неё не возникло. Не иначе – божественное вмешательство! Однако прихожане твёрдо решили на месте обрушившейся церкви построить новый храм – по другому архитектурному проекту, двухэтажный. Губернатор А.М. Верёвкин поддержал прихожан и распорядился о скорейшем его возведении. Закладку здания совершили 2 июля 1800-го, а уже в декабре 1801-го нижний храм был освящён. В нижнем были устроены два престола: главный – Благовещенский и Великомученицы Параскевы (Пятницы). Был устроен тот же иконостас, что и в прежней Благовещенской церкви. Нижняя церковь в начале не отапливалась, и только в 1837 году её сделали тёплой. Пол выложили из тех же железных плит, что и в старом соборе на Красной площади. Впоследствии его заменили на деревянный. Верхний храм освятили только летом 1809 года. На колокольне нового храма были установлены древние колокола с разобранных колоколен храмов на Красной площади. Соединить несоединимое В 1906 году рядом с Благовещенской церковью на месте небольшого здания церковно-приходской школы на средства инженера Конопатова было построено двухэтажное здание двухклассной церковно-приходской школы для девочек, в которой стали заниматься 100 детей. И вот в 1921 году в Курске возникла музыкальная студия. В 1922 году её преобразовали в Курский музыкальный техникум. В нём были фортепианное, теоретическое, вокальное, оркестровое отделения. Преподавали вокал, виолончель, со временем ввели теорию искусств и технику речи. Из стен этого профессионального учебного заведения только в межвоенный период вышли многие выдающиеся музыкальные деятели: композитор Георгий Свиридов, профессор Киевской консерватории Сергей Павлюченко, скрипач мирового уровня Дмитрий Пономарёв. В начале 30-х годов прошлого века музыкальный техникум перевели в здание бывшей Конопатовской школы. В 1934-м решили полностью перестроить здание Благовещенской церкви (упразднив саму церковь) и соединить его пристройкой со зданием школы. Однако реконструкция здания затянулась надолго. В это время учащиеся ютились в одной приспособленной аудитории. Техникуму не хватало помещений, у него не было даже своего концертного зала. Перестройка была завершена только в 1938-1939 годах. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало. Его восстановили в 1946-м. Проект внутренней отделки концертного зала был разработан архитектором А.П. Шелякиным. Зал после войны долгие годы служил областной филармонии для организации музыкальных концертов. Небольшой, сдержанно оформленный, с балконом, вмещавший 250 человек, он принимал Святослава Рихтера и Эмиля Гилельса, Павла Лисициана и Игоря Ойстраха, Зару Долуханову и Леонида Когана, Якова Зака и Мстислава Ростроповича. Музыкальная школа для незрячих И ещё о музыкальном образовании в Курске: в 1945 году была открыта музыкальная школа для военноослепших. Преподавание осуществлялось по классу баяна. А седьмого августа 1954-го распоряжением Совета министров СССР музыкальная школа была реорганизована в Курское музыкальное училище-интернат для слепых. В 1965-м оно обосновалось в новом трёхэтажном здании на улице Карла Маркса. Учёба в эвакуации Одна из знаковых фигур, связанных с нашим городом, – Матвей Блантер. Он родился 10 февраля 1903 года в Почепе (Брянская губерния) в большой еврейской семье. Отец – зерноторговец Исаак Блантер, мать – актриса Татьяна Вовси, родственница легендарного актёра Соломона Михоэлса. Накануне Первой мировой войны семья перебралась в Курск. В 1914 году в наш город эвакуировали Рижское музыкальное училище, куда Матвея отдали учиться по классу фортепиано. В те годы мальчик старался не пропускать концерты приезжих артистов, а вместо платы переворачивал им страницы нотных записей. Он был способным учеником, поэтому занятия вскоре начали приносить плоды. В это время в Курске оказались и другие квалифицированные преподаватели и музыканты – беженцы из Риги и Минска, и Матвей стал заниматься скрипкой у И.А. Егудкина. Вскоре учитель и ученик уже играли в одном театральном оркестре. После Февральской революции Матвей уехал покорять столицу, где поступил в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (ныне – ГИТИС). Всего композитор написал более 200 песен. Недаром он – Герой Социалистического Труда и лауреат Сталинской премии. Среди исполнителей произведений Блантера – Леонид Утёсов, Марк Бернес, Иосиф Кобзон, Лидия Русланова и многие другие. Именно Русланова исполнила первой в 1938 году песню «Катюша», ставшую впоследствии символов Великой Отечественной войны. Блантер является также автором «Футбольного марша», который появился в один год с «Катюшей» – в 1938-м. Написать марш попросил комментатор Вадим Синявский, который хотел, чтобы длительность произведения была равна времени, что требуется командам для выхода на поле – ни больше, ни меньше. В итоге музыкант ходил на игры с секундомером, а идея самой мелодии появилась неожиданно – на эскалаторе в метро.