Мыло из человеческого жира и парк с динозаврами. Какие стартапы из фильмов и сериалов могут взлететь
Как с нуля начать бизнес? Нужны знания, ресурсы, а самое главное — оригинальная идея. Ведь зачастую именно уникальное предложение на рынке рождает высокий спрос. Запасаемся попкорном, включаем любимые фильмы и черпаем вдохновение у кинематографистов. Тем более что многие (даже фантастические) проекты с экрана действительно можно претворить в жизнь. «Секрет» вместе с экспертами выяснил, какие стартапы с экрана действительно могут принести прибыль и получить миллионы от инвесторов. Агентство по созданию алиби (фильм «SuperАлиби») Главный герой фильма «SuperАлиби» основал агентство, которое предоставляет своим клиентам сфабрикованное алиби на все случаи жизни — от прогулянных уроков до измен. Бизнес процветает и приносит своему владельцу хорошую прибыль ровно до того момента, пока в Сеть не слили список всех его клиентов, в числе которых и довольно влиятельные люди. Такой бизнес уже существует и в России, и в других странах мира. Тем не менее, с точки зрения венчурного инвестора, он предполагает слишком узкую (нишевую) модель. Объём рынка подобных услуг невелик. Клиентов-заказчиков у таких «отмазок» будет немного. Создание подобного агентства может быть интересно мелким предпринимателям, но не серьёзным инвесторам. Последние предпочтут вкладывать деньги в бизнес, который можно масштабировать, а это значит, он должен быть потенциально интересен широкому кругу клиентов. Однозначно не будут вкладываться в этот проект. Сама тема звучит достаточно аморально. Для профессиональных инвесторов вопрос репутации очень важен. Если в какой-то момент такой проект получит негативный пиар, то на инвесторе и его деятельности останется «пятно». Развлекательный парк с динозаврами (серия фильмов «Парк юрского периода») Пожалуй, многие из нас хотели бы взглянуть на живого тираннозавра или почесать за ушком трицератопса, но пока остаётся лишь ждать, что наука когда-нибудь сумеет возродить динозавров. Массовое желание стать палеонтологами появилось у детей и подростков в 1993 году после выхода фильма «Парк юрского периода», который со временем расширился до франшизы. Учёным из киновселенной Стивена Спилберга удалось клонировать динозавров и создать целый развлекательный парк юрского периода. Парк пользовался огромным спросом у посетителей, но вскоре был закрыт после инцидента со сбежавшими динозаврами. Очень интересная концепция бизнеса. Если бы создание подобного парка можно было бы реализовать на практике, это однозначно вызвало бы огромный спрос среди инвесторов. Есть много успешных примеров парков, в которых установлены механические динозавры (например, подобный парк есть в «Этномире»). Посетителям интересны подобные развлекательные концепции. Парк с настоящими динозаврами пользовался бы большим спросом, что заинтересовало бы инвесторов. Динозавры до сих пор интересны не только детям, но и взрослым. А если тема популярна, значит, на неё легко найдётся спрос. Вопрос в том, где именно должен находиться парк, чтобы в эпоху пандемии как можно больше людей имели к нему доступ. Или это должно быть место, где люди смогли бы построить что-то значимое на безжизненном куске земли. Например, в ОАЭ, так как эта страна славится своими невероятными проектами. Целевая аудитория такого аттракциона — буквально все, от мала до велика. Минимум конкуренции и открытые границы — вот простой секрет коммерческого успеха, но есть и риск повторения судьбы вымышленного парка юрского периода и санкций за жестокое обращение с животными. Думаю, такой формат может заинтересовать инвесторов, потому что это уникальный формат развлечений, который не имеет аналогов. Инвестировать в такие вещи всегда прибыльно. Это как полёт в космос. Можно ставить какую угодно цену, и люди всё равно будут посещать такой парк, чтобы получить незабываемые эмоции. Конечно, стоит вопрос с безопасностью, но для инвестора это не тот критерий, который может отпугнуть. С учётом того, что сейчас поколение Z и ближайшие к нему по возрасту люди предпочитают онлайн, сложно сказать, нужен ли клиентам физический парк с динозаврами. Если подходить к проекту с точки зрения инвестиций, стоит изучить экономику по существующим офлайн-паркам, сравнить конкуренцию. Получить цифры, из которых складывается бизнес-модель, а после принимать решение об инвестициях в стартап. Если мы смотрим на проект на той стадии, на которой проект существует в фильме, — динозавры есть, команда есть, парк уже создан, а остров, если я правильно помню, находится в собственности у владельцев парка, — это выглядит очень интересно. Один из любимых вопросов многих инвесторов «почему вас завтра не скопируют» тоже, по сути, закрыт: технология клонирования динозавров принадлежит владельцам парка. И главное — она уже реализована на практике, парк создан, то есть ценовой и технологический пороги входа очень высоки. Также в этом случае я бы рассматривал статус «первопроходца» как преимущество: новая яркая идея позволит на старте заработать много денег, тогда как к моменту появления аналогов у конкурентов хайп и ажиотаж уже могут снизиться. Единственное, чего в фильме нет (и это хорошо — иначе он был бы очень скучным), — финансовой модели проекта. Как инвестор, я бы заострил внимание именно на ней. Расходы на содержание парка, логистические сложности, огромные расходы на персонал, «ветеринаров», безопасность — всё это наводит на мысль, что цена на билеты должна быть запредельной, а если цена относительно невысока, непонятно, какой объём спроса должен перекрывать расходы. Ну и отдельный вопрос — на что нужны инвестиции. Если же мы обсуждаем гипотетический парк, разговор, скорее всего, закончится на вопросе: как вы собираетесь клонировать динозавров? Изначально звучит как очередной Theranos (биотехнологический стартап Элизабет Холмс, который в итоге провалился. — прим. «Секрета»). Ну и возврат инвестиций становится ещё более серьёзным вопросом, ведь даже если мы (уже на инвесторские деньги) купим остров и сможем клонировать динозавров, мы теряем преимущество высокого порога входа для конкурентов, а также сохраняем все риски по экономике парка на стадии его операционной деятельности. Современный мир виртуальной реальности (фильм «Первому игроку приготовиться») Действие фильма «Первому игроку приготовиться» разворачивается в 2045 году, где люди редко общаются в реальном мире, предпочитая виртуальную реальность ОАЗИС. Чтобы выйти в VR, жителям города не нужен компьютер или смартфон, достаточно надеть тактильный костюм и специальные очки. Для передвижения игроки используют всенаправленные беговые дорожки. «Первому игроку приготовиться» — ещё один горячий тренд во времена бешеного бума на метареальность. Сейчас мы наблюдаем, как создаются огромные фонды, инвестирующие исключительно в проекты метареальности. Это одно из самых интересных направлений для инвестиций. А компания Facebook Inc. вообще поменяла название на Meta и обещает через 10 лет построить виртуальный мир для 1 млрд пользователей. Участок по соседству с рэпером Снуп Доггом в виртуальном мире Sandbox был недавно продан за $450 000. По некоторым оценкам, рынок «виртуальных миров» скоро достигнет $1 трлн. Создание метавселенной — очень популярная тема. Когда технологии позволят совершать полное погружение в виртуальную реальность, более 50% доходов в сегменте отдыха и развлечений будут генерироваться в этой сфере. Создание миров виртуальной реальности — это рынок колоссального объёма, который в ближайшее десятилетие будет измеряться сотнями миллиардов долларов. Многие компании и частные инвесторы верят в эту историю и уже готовы инвестировать в неё миллиарды. В вашей реальной жизни всё остаётся как прежде. Кроме важной особенности: чтобы работать, больше не придётся ходить на неё физически. Будет достаточно купить и надеть шлем дополненной реальности — и вуаля! Представьте, что вы ходите по улицам, заходите в кафе, посещаете театр, ищете партнёра, играете свадьбу, едете на машине на работу — и всё это в киберпространстве. По сути, вы живёте полной жизнью, используя специальное оборудование. Большинство людей отдали бы за такое немалые деньги. Многое из сказанного легко представить уже сейчас. Однако есть риски. Виртуальный мир даёт лишь виртуальное продолжение рода человеческого, а ещё искажает реальность, что плохо сказывается на психике. Это 100% «да» для всех инвесторов. Метавселенная уже создаётся, она присутствует в нашей жизни в том или ином виде. Например, в автомобилях марки Mercedes навигатор выводит виртуальные подсказки, а в некоторых странах уже работают виртуальные шоурумы недвижимости, так что мы уже в этом живём. Парк развлечений, населённый синтетическими роботами (сериал «Мир Дикого Запада») «Мир Дикого Запада» — необычный парк развлечений, где можно творить бесчинства. А всё дело в том, что парк населяют синтетические роботы-андроиды, внешне похожие на людей. Они не причиняют вреда посетителям парка, а те как раз могут делать с роботами всё что душе угодно: убивать, устраивать оргии и реализовывать свои самые жестокие фантазии. Довольно авантюрная идея для инвестора. Ключевой вопрос здесь вложения, если рассматривать стартап детально. Наверняка своя аудитория у такого формата найдётся и кто-то действительно захочет пострелять в андроидов, но какой объём инвестиций нужен на входе, чтобы реализовать такой проект? В «Мире Дикого Запада» есть несколько ключевых вложений: территория под аренду и использование, разработка IT-части и ИИ, создание модели самого андроида. Драйвер этого проекта в сериале был в том, что андроиды в «Мире Дикого Запада» неотличимы от настоящих людей. Для этого нужно соблюсти очень много факторов. Идея создания синтетических роботов-андроидов так же популярна, как и тема метавселенной. Когда роботы смогут полностью копировать человека, такие парки станут обычным явлением. Это может произойти на горизонте 20–30 лет. Инвестиции в робототехнику в последнее время лишь растут. Недавний пример, который доказывает интерес инвесторов к созданию подобных роботов, — это покупка корпорацией Hyundai компании по производству роботов Boston Dynamics. С одной стороны, это один из видов развлечений, но с другой — продвижение насилия. На сегодняшний день все инвесторы неоднозначно относятся к любым проектам, где есть даже намек на насильственные действия. Всё-таки роботы-андроиды оптически похожи на людей, люди их одушевляют и дают им имена, они доставляют позитивные эмоции. Поэтому насилие в отношении роботов уже воспринимается как насилие над людьми. Поэтому, скорее, «нет» этому проекту. Гнев и ненависть выходят на новый уровень. Людям становится важно не только реализовать себя как личность на работе или дома, но и примерить на себя роль убийц. Такой необычный парк развлечений предложит человеку стать частью общества, наполненного роботами-андроидами, в котором ему предоставлена безграничная власть до того, как всё выйдет из-под контроля. Риск, что искусственный интеллект станет защищаться и примет решение не в пользу человечества, весьма велик. Особенно в ситуации, когда грань между человеком и машиной физически стирается. Продажа человекоподобных роботов (фильм «Неидеальный мужчина») Говорят, что любовь не купишь за деньги, но только не в фильме «Неидеальный мужчина». Одиноким жителям альтернативной вселенной больше не нужно зависать на сайтах знакомств в надежде найти свою вторую половинку: они могут купить человекоподобного робота в обычном магазине. Впрочем, синтетический работ станет не только верным соратником, но и облегчит быт, правда если внезапно не случится технический сбой. Хорошая перспектива для разных целей. В период пандемии многие сидели по домам, и многим это понравилось. Поэтому я думаю, что распространение роботов, которые отчасти разгрузят людей от труда или привнесут в их жизнь развлечение, — это будущее в определённом формате. Определённо «да» этому проекту. Конечно, в свете появления роботов часто поднимается тема возможного негативного влияния, однако перспективы развития слишком хороши, чтобы отказаться. Думаю, если бы такой стартап запустили, инвесторы бы заинтересовались. А вот общественность подняла бы вопрос, насколько это этично. Основная проблема в том, что человекоподобные роботы пугают людей, а сделать их сейчас максимально реалистичными сложно. Кроме того, у таких роботов должен быть general intelligence, искусственный интеллект, который может думать почти наравне с людьми. Большинство AI-технологий сейчас — про narrow intelligence, интеллект, который эффективнее или быстрее работает, чем человеческий, но в ограниченной плоскости. Супертаблетки для улучшения мозговой деятельности (фильм «Области тьмы») Чтобы стать умным, успешным и богатым, необязательно получать образование, читать много книг и старательно работать — достаточно выпить волшебную таблетку. По крайней мере, такой способ предлагают создатели фильма «Области тьмы». Засекреченный препарат под названием NZT способен заставить мозг работать в нереально мощном режиме. За короткий срок времени человек способен заработать огромную сумму денег, но после употребления таблеток его ждут необратимые побочные эффекты. Если это средство будет безопасным, то почему нет. Это точно имело бы шансы получить хорошие инвестиции, потому что на сегодняшний день перспектива обработать больше информации без задействования человеческих сил, повысить КПД человека с наименьшими затратами и улучшить человеческие функции встречается позитивно. Впрочем, подобные вещи уже разрабатываются: например, Илон Маск в своей компании Neuralink уже в этом году планирует начать тестировать вживление чипов в человеческий мозг для обмена информацией между внешним диском и мозгом. Да, это электронно-механическая система, а не химическо-биологическая, как таблетки, но смысл остается таким же. С точки зрения инвестора, производство и продажа подобных таблеток — это очень выгодно. Многие фармкомпании пытаются вести разработки в этой области. Тем не менее увеличение производительности головного мозга неизбежно ведёт к сокращению срока его работы. Такими препаратами могут пользоваться военные для проведения высоконагруженных операций. Для гражданского применения подобные таблетки представляют опасность, так как могут привести к проблемам со здоровьем. И пока ситуация такова, серьёзные инвесторы не будут вкладываться в супертаблетки, повышающие уровень интеллекта, как в массовый продукт. Перенос мозга пожилого человека в тело молодого (фильм «Прочь») Учёные во всём мире ищут лекарство от старения и смерти. А что, если взглянуть на тело человека как на временный сосуд? Нейрохирург из фильма «Прочь» нашёл способ перенести мозг и сознание стариков в тело молодых. Правда, выбрал для этого нелегальный способ — похищал темнокожих людей. Я думаю, что это точно «нет». Не вижу никаких причин, по которым инвестор мог бы задуматься о вложении денег в такой преступный проект. Сложно найти формат, где этому можно было бы найти оправдание и обоснование. Вызывает очень негативную реакцию. Сложный проект для инвестора, скорее «нет». Я не уверен, что пересадка мозга позволит перенести сознание, здесь нужно хорошо погрузиться в вопрос нейробиологии. Конечно, если миллионер в возрасте будет уверен в том, что он со своим сознанием будет перенесён в новое тело, он заплатит за такую возможность. Однако начинающему стартапу будет достаточно тяжело получить первых клиентов, на примерах которых можно будет показывать успешные кейсы остальной аудитории. Без кейсов же вряд ли получится привлечь инвестиции в нужном объёме. Мыло из человеческого жира (фильм «Бойцовский клуб») Герои фильма «Бойцовский клуб» воровали человеческий жир (отходы липосакции) с помойки косметической клиники и варили на его основе дорогостоящее мыло на продажу. Впрочем, этот стартап действительно мог существовать в реальном мире — во времена Второй мировой войны немцы занимались чем-то подобным, но в негуманных формах. Если это безопасно, то может быть, но вряд ли такой продукт обладал бы уникальными свойствами, которые заменили бы традиционное мыло. Только если ты воспользовался им и помолодел на 5 лет. Поэтому я скептически настроен. Да и сама идея звучит довольно отталкивающе с человеческой точки зрения. С классическим мыловаренным заводом всё более-менее понятно: есть понятный продукт, экономика и себестоимость, рынок сбыта. Вопрос, как и за счёт чего конкурировать с крупными производителями — либо это будет нишевый товар с высокой наценкой и маржой, либо массовый продукт местного производства, который будет дешевле. В общем, вопросы понятны, и варианты ответа, скорее всего, тоже. Но мыло из человеческого жира… Во-первых, у многих людей возникнут ассоциации с Германией времён Первой или Второй мировой войны, поэтому негативный пиар обеспечен, и ответ на этот вопрос будет одним из самых важных. Честно говоря, сомневаюсь, что адекватный ответ на этот аспект в принципе существует. Во-вторых, источник «сырья» — откуда брать объёмы, достаточные для производства? Отходы с пластических операций? Хватит ли их? В-третьих, как обеспечить продукту спрос? Даже если человек не слишком хорошо знает историю нацистской Германии, скорее всего, такой продукт будет вызывать отторжение на интуитивном уровне. Продажа мыла, сделанного из человеческого жира, лишь на первый взгляд может показаться очень бредовой и неэстетичной. Однако в новых реалиях, когда большие модные дома отказываются от использования натурального меха, переводя свой фокус на заботу о природе, когда изделия производятся из переработанных материалов, идея с «переработкой» человеческой материи не выглядит столь безумной. Тем более что цена в данном случае будет формироваться не из полезности, а из пафоса. Аренда друзей (фильм «Шафер напрокат») У вас на носу долгожданная свадьба. Вы уже арендовали банкетный зал, купили кольца и заключили договор с ведущим, но вот незадача — у вас совсем не осталось друзей, с которыми можно разделить этот праздник. В такой момент на помощь приходит агентство по аренде друзей как в фильме «Шафер напрокат». Идея уже не нова — например, в Японии можно взять друга напрокат на свадьбу, для фотосессии в Instagram или просто поболтать. Если верить статьям, выложенным в Сеть, то японский «друг напрокат» зарабатывает примерно как психотерапевт средней руки — около $50 в час. В неделю можно провести 15–20 таких «дружеских» встреч. То есть спрос на такие услуги определённо есть, и скорее всего, скоро такие проекты появятся и на Западе. Но допустим, мы предоставляем более нишевую услугу. То есть у нас можно взять человека исключительно для сопровождения на свадьбы и другие праздники. Стартап, скорее всего, будет зарабатывать на комиссии от стоимости услуги. Чтобы успешно монетизировать такой проект, нужна достаточно высокая цена услуги и бесперебойный поток клиентов. Технологический порог входа у такого проекта низкий — по сути, нужен только сайт и колл-центр, принимающий заявки. А вот вливания в маркетинг и на старте, и в процессе развития проекта будут серьёзные. У проекта очень быстро появятся конкуренты (так как, повторюсь, порог входа низкий), и от них потребуется отстроиться. Например, у конкурентов работает кто попало, а у вас только профессиональные актёры и/или психологи. Но тогда придётся поднимать ценник услуги, и это отсеет определённую часть аудитории. В общем, придётся всё очень хорошо посчитать и сбалансировать.