«Русские грузины. Фильм второй»: о чем рассказал Леонид Парфенов в своем новом проекте
Страсть Леонида Парфенова к Грузии и к грузинскому народу не перестает удивлять. В последнее время практически все крупные проекты журналиста посвящены именно этой теме — фильм «In qvevri veritas», а также фильм «Русские грузины», рассказывающий о том, насколько прочно переплетены судьбы народов России и Грузии.
Напомним, что в первом фильме о русских грузинах Леонид Перфенов рассказывает о самых ярких представителях этого народа, повлиявших на ход истории нашей страны. Все начинается с большого грузинского квартала в центре Москвы, бывшей «грузинской слободы». Действительно, о постоянном присутствии грузин в нашей истории свидетельствуют даже названия улиц: Грузинская площадь, Грузинский вал, Малая и Большая грузинские улицы, Грузинское подворье. Немногие москвичи задумываются о происхождении этих названий — и зря.
Оказывается, грузины участвовали практически во всех глобальных переменах и событиях нашей страны, начиная с 12 века. Обучение Петра Первого в Голландии, Георгиевский трактат Екатерины ll, убийство Павла Первого, Отечественная война 1812 года, дипломатические события первой половины 19 века и неразрывно связанный с ними Александр Грибоедов, влияние Кавказа и Грузии на русскую литературу (лирика и проза Александра Пушкина и Михаила Лермонтова), октябрьская Революция.
Но если спросить у любого человека имя самого известного русского грузина в нашей истории, он, без сомнения, назовет генерального секретаря — Иосифа Сталина. И будет прав: наверное, этот грузин сделал самый большой вклад в развитие нашей страны.
О довоенном этапе жизни Сталина Леонид Парфенов рассказывает в первой части цикла о русских грузинах. Во второй части повествование начинается с Великой Отечественной войны и описывает последующую роль грузин в русской истории.
Водружение Знамени Победы над Рейхстагом Михаилом Егоровым и Мелитоном Кантария, празднование 800-летия Москвы, смерть Сталина, Мингрельское дело, политические интриги между Маленковым, Берией и партией, а на этом фоне — развитие культуры и истории. Во втором фильме Парфенов подробно рассказывает о Булате Окуджаве, Георгии Данелия, Вахтанге Кикабидзе, о режиссере Марлене Хуциеве и других деятелях культуры и искусства. Постепенно повествование подходит к Перестройке — оказывается, грузины и тут поучаствовали. И разговор не только о массовых протестах в Тбилиси в конце 80-х, но и о министре иностранных дел тех лет — Эдуарде Шеварднадзе, который дипломатически сумел разрушить разделявшую Восток и Запад Берлинскую стену, и, одновременно с этим, повлиял на разрушение самого Советского Союза.
В новой части цикла речь пойдет об этих и других грузинских деятелях второй половины двадцатого века, и все — под прекрасный хоровой грузинский ансамбль, исполняющий русские песни на свой, кавказский мотив. Как в первой части, но намного более приближено к современной истории.
В каждом слове Парфенова чувствуется огромное уважение к грузинам, и этот цикл фильмов, наверное, прекрасный подарок этой стране — тяжело вспомнить другую работу современника, который с такой же любовью говорил о Грузии и грузинском народе. Другими словами, видно, что этот журналистский и исторический проект — это что-то очень личное для самого Парфенова, и изучать историю таким образом в разы интереснее.
И все же есть вещи, которые, не то, чтобы портили впечатление — скорее заставляли насторожиться. Во-первых, это явная политизированность проекта. Это касается именно второго фильма, так как первый рассказывает о давних событиях, о которых практически все историки и государственные деятели уже, что называется, договорились. Но тема Советского Союза и коммунистической идеи до сих пор вызывает в обществе бурные обсуждения. Парфенов выражает свою позицию в этих вопросах бескомпромиссно, что, конечно, немного неожиданно для объективного, журналистского взгляда на вещи.
Во-вторых, не хватает мнения историков и источников об описываемых событиях. В этом случае слушателю приходится слепо доверять взгляду Парфенова, который тоже может быть не совсем объективным, учитывая его горячую любовь к Грузии и горячую нелюбовь к советскому опыту нашей страны.
Эти эмоции порождают у зрителя еще одно тревожное чувство: неужели грузины играли в нашей истории настолько ключевую роль, что без них мы бы не пошли через все трудности, которые преподнесла нам история. Можно ли составить такую же подборку исторических деятелей других наций и рассказать о них так же восторженно?
Но это только наш субъективный взгляд. Зритель наверняка получит от фильма огромное удовольствие. Что и говорить, Парфенов — действительно могучий профессионал нашей журналистики, и, не изменяя себе, продолжает делать мощные и важные проекты, не теряя мастерства.