«Разделение»: режиссерская антиутопия Бена Стиллера про мир будущего, который нас поработит

18 февраля на Apple TV+ состоялась премьера сериала «Разделение» — суровой драмы Бена Стиллера об альтернативной реальности, в которой люди осознанно делят свою жизнь надвое. Наш киноредактор Елена Зархина посмотрела проект целиком и рассказывает, насколько актеру, известному своим комичным амплуа, удалось сделать историю, в которой совсем не до шуток.

«Разделение»: режиссерская антиутопия Бена Стиллера про мир будущего, который нас поработит
© WMJ.ru
«Разделение»Не удалось загрузить изображение
«Разделение»Не удалось загрузить изображение
«Разделение»Не удалось загрузить изображение
«Разделение»Не удалось загрузить изображение
«Разделение»Не удалось загрузить изображение
«Разделение»Не удалось загрузить изображение
«Разделение»Не удалось загрузить изображение
«Разделение»Не удалось загрузить изображение
«Разделение»Не удалось загрузить изображение
«Разделение»Не удалось загрузить изображение

«Под подозрением»: лихой шпионский триллер с Умой Турман и звездой «Теории большого взрыва»

30 самых ожидаемых новых сериалов 2022 года

«Пэм и Томми» — смелый байопик об интимном скандале Памелы Андерсон и ее мужа-рокера

Марк Скаут (Адам Скотт) возглавляет команду сотрудников компании Lumon Industries, которые дали добровольное согласие на проведение хирургической процедуры «разделения»: разделения воспоминаний о работе и личной жизни. Иными словами, когда человек возвращается после работы домой, он уже не помнит, что происходило с ним в течение дня на работе. Однако в момент, когда Марку Скауту открывается тайна, он начинает сомневаться в правильности проведения этого эксперимента над собой.

Стиллер и Скотт хорошо знакомы зрителям своим ярким противостоянием в духоподъемной картине «Удивительная жизнь Уолтера Митти», которую также снял Бен. Если в последней главный герой покидал зону комфорта и открывал для себя целый мир, путешествуя по странам и континентам, герой «Разделения» равнодушен к окружающей действительности.

После «Уолтера Митти» хотелось выйти из зала кинотеатра, купить билет в один конец куда-нибудь в Исландию и задышать наконец полной грудью. У сериального проекта Стиллера эффект ровно противоположный, потому что сама история лишена воздуха, стены офиса сдавливают экран, а герои не жаждут никаких открытий, потому что давно мертвы внутри. И это ощущение клаустрофобии настигает зрителя с первых минут.

«Разделение»Не удалось загрузить изображение

Очевидно, что при такой угнетающей атмосфере долго находиться внутри этой истории не получится — вот и герои испытывают постоянный дискомфорт от мира, в котором оказались. Их офис — стерильное пространство с бесконечными коридорами-лабиринтами, в которых тебя никто не услышит. Герой Фарады из «Чародеев» сошел бы с ума уже в первые 10 минут нахождения в здании.

Но персонажи сериала оказались более стойкими — еще бы, ведь в такие условия они поставили себя сами. Очевидно, что не от хорошей жизни: например, Марк, возвращающийся с работы в пустую квартиру и засыпающий под шумящий телевизор, признается, что пару лет назад его жена погибла в автокатастрофе, и формат работы в Lumon помог ему (или герой себе это внушил) справиться с утратой.

«Разделение»Не удалось загрузить изображение

Решение Марка вступает в конфликт с его окружением за стенами офиса: близкие и друзья осуждают его позицию и не понимают, как человек по собственной воли может согласиться на добровольное рабство. Ведь Lumon не просто «залечивает» душевные раны, но и подчиняет себе жизнь собственных сотрудников: офисную и личную. Мироустройство внутри компании напоминает диктаторский режим, что роднит «Разделение» с миром Джорджа Оруэлла, а безрезультатные и карикатурные попытки героев освободиться от гнета системы напоминают рассказы Франца Кафки — в них тоже маленький человек в футляре сознавался в своем малодушии, понимая, что заточен в тюрьму внутри себя самого.

В Lumon любая провинность строго наказуема, инакомыслие не допускается, за тобой всегда пристально наблюдают, а любое проявление несогласованных эмоций (да, на эмоции тоже нужно иметь право) считается серьезным проступком. Разумеется, в такой картине мира несложно узнать сатиру — страшную и беспощадную — на целые страны и их правителей.

При этом иронично, что сериал о корпорации, стремящейся к тотальному контролю, снял Apple — компания-гигант, которая как ни одна другая уже давно проникла во все сферы нашей жизни, подчинив ее под свои алгоритмы.

Но хитро устроенный мир «Разделения» напоминает Уробороса — змею, поедающую саму себя. Сценаристы перемудрили и перенасытили мир сериала: пробираться сквозь сюжетные кульбиты непросто, разгадывать сценарные головоломки в духе Чарли Кауфмана (а Стиллер будто бы вдохновлялся стилистикой старшего товарища) утомительно, да и время, заточенное в застенках офиса Lumon, тянется слишком долго.

Возможно, авторы (помимо Стиллера, за некоторые серии отвечает режиссерка Ифа Макардл, снявшая до этого что бы вы думали? Да, «Дивный новый мир») в этом и рассмотрели потенциал истории: изучить неудобство окружающей нас действительности, утрировать реальность, сжать ее до офиса-коробки, в которой невыносимо оставаться, но и сбежать не получается.

Будем честны: эти жизненные обстоятельства знакомы каждому взрослому человеку, вынужденному работать не по велению сердца, а исходя из чувства долга или внешней нужды. Кто из нас не ощущал дискомфорт, с которым не осмеливался бороться? То-то же. Но персонажи «Разделения» бросают вызов своему Дракону. И даже если побег невозможен, как сказал герой Николсона в «Пролетая над гнездом кукушки»: я хотя бы попробовал.

Фото:Пресс-служба Apple TV+

Видео:Пресс-служба Apple TV+

[]