Войти в почту

Свечи, дым и зеркала — как появился и развивался спиритизм

Когда мы слышим слово «спиритизм», на ум приходит картина из кино: приглушенный свет, круглый стол посреди комнаты, группа людей с закрытыми глазами сидит, взявшись за руки, а женщина (молодая или преклонного возраста) взывает к духам. То она обращается к дальнему предку, который сто лет назад спрятал в саду фамильные драгоценности, то к покойному мужу одной из женщин, то к духу рано умершего ребенка. Такие спиритические сеансы стали золотой классикой сценарных приемов, где в зависимости от жанра после контакта с духами следует либо открытие пугающей истины, либо разоблачение медиума-мошенницы. Но это лишь часть спиритизма, которая дошла до массового зрителя благодаря медиа. Разбираемся, что это было за явление и почему оно охватило весь земной шар и до сих пор остается актуальным.

.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }

Что такое спиритизм

Спиритизм — это философско-религиозное учение, появившееся во Франции в середине XIX века из-под пера Аллана Кардека. В 1850-м году он начал изучать паранормальные явления, а также тексты «предтеч» современного спиритизма:

Эммануила Сведенборга (1688–1772), который утверждал, что практиковал коммуникацию с духами, находясь в ясном сознании. Он же создал картину загробного мира, в который попадали духи после смерти.Франца Антона Месмера (1733–1815), австрийского врача эпохи Просвещения, который открыл «животный магнетизм» и лечил пациентов, выводя из них болезни с помощью магнитов.И Эндрю Дэвиса — американского медиума и духовидца.

Областью исследований Кардека были паранормальные явления, происходившие на спиритических сеансах. В качестве медиумов выступали дочери его друга, через их посредничество Аллан Кардек общался с духами, и те посредством стуков или планшетки (та самая, с буквами) сообщили его миссию — открыть человечеству новое видение мира.

Кардек уверовал и «под диктовку» духов написал несколько книг, которые стали основой спиритической доктрины: «Книгу духов», «Книгу медиумов», «Евангелие в прочтении духов», «Рай и Ад» и «Сотворение мира с точки зрения спиритизма».

В основе спиритического учения была идея, что дух проживает несколько жизней в смертных воплощениях, очищаясь благодаря испытаниям в каждой реинкарнации. Когда дух проходит всю череду перевоплощений и становится «чистым» — ему открывается вечная жизнь и все ее блага.

Сегодня же спиритизм можно интерпретировать и как религиозное учение, и как практику общения с духами.

Спиритизм и спиритуализм

На сегодняшний день, во многом благодаря влиянию массовой культуры, все, что связано с духами, называют спиритизмом: и проведение сеансов, и общение с духами умерших родственников через планшетки и доски. У современных авторов можно встретить употребление спиритизма и спиритуализма в качестве синонимов, но вот в середине позапрошлого столетия, если вы решили побаловаться контактами с потусторонними сущностями, вы должны были точно знать, к кому вы принадлежите.

Спиритуализм родился из тех же работ Сведенборга, Дэвиса и Месмера. Официальным годом появления спиритуализма считается 1848, а местом появления — Америка, если точнее — небольшая ферма в Гайдсвилле. Там в старом доме проживало семейство Фокс, и как в сказке, у отца-фермера было три дочери: Лия, Маргарет и Кейт. В один из дней Кейт сообщила отцу, что вступила в контакт с потусторонней сущностью. Она разработала алфавит для коммуникации посредством стуков и щелчков. В результате нескольких сеансов, которые Кейт проводила вместе с сестрами, дух сообщил, что он ранее был торговцем и умер насильственной смертью на ферме Фоксов. В результате поисков в доме нашли осколок кости (по утверждению приглашенного врача — человеческой), а в 1904 году в доме нашли замурованный в стену труп. Правда, все сестры Фокс к тому моменту уже умерли. История о контакте сестер с потусторонней сущностью сделала девушек знаменитыми, семейство Фоксов перебралось в Нью-Йорк, и там у всех троих сестер открылись сильные способности медиумов. Девушки прославились благодаря публичным сеансам, и к 1855 году движение спиритуалистов насчитывало миллион последователей.

Спиритуалисты оспаривали концепцию мира спиритистов. Они верили, что духи умерших оказываются в потустороннем мире навсегда. Если бы им предстояли реинкарнации, они не выходили бы на контакт с живыми родственниками.

Спиритуализм распространился в США и Великобритании, услугами медиумов пользовались представители всех классов: политики, банкиры, художники, писатели и простые люди. Убежденным спиритуалистом в том числе был сэр Артур Конан Дойль.

Спиритуалистов не остановили даже разгромные саморазоблачения сестер Фокс, которые в 1888 году показали, как духи подавали им знаки, — стуки и щелчки. Эти звуковые сигналы производили сами сестры, щелкая суставами пальцев на ногах.

«Сами по себе “разоблачения” не влияют на спиритуалистическое движение. От сознательных обманщиков спиритуалисты всегда сами открещивались. Они говорят, что доказательства обмана некоторых шарлатанов еще не дискредитируют всех остальных практиков. В конечном счете, все упирается в личный опыт — спиритуалисты уверены, что они общаются с любимыми отошедшими. Некоторые из них делают это сами, например, посредством автоматического письма. Для спиритуалистов вера в то, что их любимые живы и способны к общению — предмет личных убеждений, предмет веры, поэтому ни разоблачения, ни характерные для науки объяснения спиритуалистических практик не способны изменить их точку зрения», — комментирует доцент Центра изучения религий РГГУ Владислав Раздъяконов.

Секрет популярности спиритизма

Спиритические сеансы сохраняли популярность вплоть до середины XX столетия, но даже после этого не утратили своей актуальности. На сегодняшний день в ряде стран, в том числе в Латинской Америке, можно найти целые сети книжных магазинов для спиритистов. Но почему эта практика так крепко захватила внимание людей? На этот вопрос отвечает Доцент Центра изучения религий РГГУ Владислав Раздъяконов.

Владислав Раздъяконов

Доцент Центра изучения религий РГГУ

«Для понимания причин популярности спиритизма в 19 веке надо помнить, что спиритизм не был всего лишь практикой. Действительно, многие практиковали спиритизм — порой, даже, и без каких-либо духовных запросов — развлечения ради. Однако для убежденных спиритуалистов спиритизм казался вполне целостной религиозной философией, основы которой были изложены в различных «учениях», написанных от лица духов. Можно выделить три основных положения этой религиозной философии: вера в существование человека после гибели его физического тела, вера в его посмертное развитие и совершенствование, и, наконец, вера в возможность общения людей из земного мира с «отошедшими».

Спиритуалистами по убеждению становились люди, которым эта религиозная философия была симпатична и которые находили в спиритической практике ее непосредственное подтверждение.

Вера в посмертное существование человека стала предметом общественной дискуссии, когда в середине XIX века популярные среди широкой публики научные материалисты объявили, что, с точки зрения науки, души нет, а значит, можно отказаться от нее как от приятной, но бесполезной иллюзии. Спиритизм был ответом на этот материалистический вызов, поскольку стремился доказать и показать реальность существования человеческой души. Естественно, к спиритизму присматривались все те, кто, с одной стороны, отрицал материалистический пессимизм, а с другой — не был готов принимать старые религиозные утверждения о бессмертии на веру. Неудивительно, что в эпоху, когда авторитет религии был поставлен публично под сомнение, спиритизм приобрел свою популярность — фактически, для многих он разрешал кризис их веры. Известно, что многие становились спиритуалистами после увлечения материалистическими идеями. С их точки зрения, даже если спиритизм окончательно еще не доказал бессмертие, он все же оставлял надежду на доказательство — и этого для многих «ищущих» и «страждущих» умов в то время было достаточно.

Вера в развитие и совершенствование человека после смерти физического тела соответствовала популярному научному тренду той эпохи — эволюционизму. Спиритуалисты часто сравнивали смерть с новым рождением, приводя в пример бабочку, которая вылупляется из собственного кокона. Вопреки дарвинизму, утверждавшему условия существования и естественный отбор как главный двигатель развития, спиритуалисты полагали, что развитие человека и человечества зависит от развития его сознания. Развитие же сознания напрямую связывалось ими с развитием в человеческом обществе нравственности и гуманности. Поскольку представления об эволюции как главном принципе развития Вселенной были весьма популярны, мысль о том, что человек после смерти не умирает, но продолжает совершенствоваться, была интеллектуально привлекательной. Концепция такой «духовной эволюции» находила многих апологетов среди ученых и общественных деятелей — и их авторитет также способствовал популяризации спиритизма.

Можно упомянуть, что один из создателей эволюционной теории — Альфред Рассел Уоллес — был убежденным спиритуалистом. Спиритуалисты регулярно указывали в своих сочинениях на известных деятелей культуры, которые принимали спиритуалистическую философию и проводили исследования, косвенно подтверждавшие сохранение души после смерти тела.

Что касается общения с духовным миром, то здесь ключевую роль сыграло развитие коммуникационных технологий. Ключевой метафорой, которую любили использовать спиритуалисты для обозначения духовного общения, был телеграф, а впоследствии — новое чудо инженерной мысли — беспроволочный телеграф. Например, к этой метафоре прибегал популярный британский журналист и спиритуалист Уильям Томас Стэд. Спиритуалисты предполагали, что подобно тому, как возможно общение на расстоянии, возможно и общение между духами воплощенными и развоплощенными. Некоторые из них считали, что настоящим языком духов является мысль, а общаются они при помощи телепатии. Стоит подчеркнуть, что телепатию активно изучали в то время разные исследователи и поэтому возможность такого общения не казалась спиритуалистам невозможной.

Именно религиозная философия спиритизма во многом обеспечила ему его популярность. Например, в спиритизме важную роль играли социальные и этические вопросы, что делало его привлекательным средством для людей, выступавших за срочную реформу общественных институтов. Медиумы, особенно в Америке, часто придерживались реформаторских взглядов, например, требовали от лица духов равенства женщин и мужчин, были сторонниками аболиционизма. Благодаря спиритизму многие реформаторские идеи получали религиозную легитимацию. Идеология равенства и братства постоянно появлялась на страницах сочинений известных спиритуалистов. Неудивительно, что и такая версия всеобщей справедливости в эпоху бурного технологического переворота и урбанизации, ломавшей привычный социальный уклад, находила поддержку в широких слоях общества.

Наконец, еще одной причиной, на которую недавно начали указывать исследователи, стало развитие популярной шоу-культуры, в частности, первыми попытками медиатизации и коммерциализации запроса широкой публики на переживание присутствия сверхъестественного. Золотой век спиритизма 1870-х годов связан прежде всего с так называемым «физическим медиумизмом» — выступлениями медиумов, в ходе которых они демонстрировали чудеса «духовной» ловкости с полетами по воздуху гитар, звоном колокольчиков, игрой гармоники и даже материализациями духов. Скорее всего, они были не более чем фокусниками, работавшими в специфическом жанре, позволявшем придать их представлениям дополнительный налет загадочности и таинственности. В эпоху активного развития шоу-культуры такой «физический медиумизм» естественно приковывал к себе внимание, тем более, что его исследованиями занялись всемирно известные ученые, такие как Уильям Крукс, Александр Бутлеров и некоторые другие. Для таких исследователей неведомого, предпринимавших серьезные усилия для контроля возможного обмана со стороны медиума, «явления», происходившие в их присутствии, были реальными и требовавшими научного объяснения», — объясняет доцент Центра изучения религий РГГУ Владислав Раздъяконов.

Фильмы и сериалы о спиритизме

Магия лунного света

Год: 2014 Режиссер: Вуди Аллен

Романтическая комедия Вуди Аллена о фокуснике-иллюзионисте, Стэнли Кроуфорде, который кроме фокусов занимается разоблачением шарлатанов. Он отправляется на Лазурный Берег, чтобы разоблачить девушку-медиума, Софи Бейкер, которая завладела доверием богатой семьи. Но сам того не ведая, он попадает в сети куда более действенной магии — любви.

Другие

Год: 2001 Режиссер: Алехандро Аменабар

Исторический фильм ужасов о немного странной американской семье во время Второй мировой войны. Грейс вместе со своими двумя детьми переезжает в старый дом, где начинают происходить странные вещи: открываются двери и окна, а дети слышат шаги и странные голоса. Грейс начинает подозревать, что дома они не одни.

Гудини

Год: 2014 Режиссер: Ули Эрдель

Байопик от канала History o жизни известного фокусника и иллюзиониста. В конце своей жизни Гарри Гудини занимается разоблачением шарлатанов, в том числе спиритистов, но в своей борьбе он становится как никогда одиноким.

Иллюстрация: homeworks255 / Depositphotos.com