Владимир Зельдин катался на лыжах в Лефортовском парке
В ТСЖ «Версаль на Яузе» мечтают, чтобы на их доме появилась мемориальная доска в честь Владимира Михайловича Зельдина. Актёр жил в доме 3 на Красноказарменной улице в 1930-е годы. Сейчас объявлен творческий конкурс на создание проекта мемориальной доски. Вспомнить о лефортовском периоде жизни артиста помог его биограф — историк театра, краевед Владимир Андреев. Окна в парк «Свинарка и пастух» и «Сказание о земле Сибирской», «Дядя Ваня» и «Тайна «Чёрных дроздов», «Учитель танцев» и «Человек из Ламанчи»… За свою долгую жизнь — 101 год — у Владимира Зельдина было около полутора тысяч ролей. А начиналось всё на Красноказарменной улице. Вообще-то окна Зельдиных выходили в сторону парка: квартира находилась в торце дома. — Наша комната была большая, двадцать с лишним метров, два окна, тоже огромные, — вспоминал Владимир Зельдин в 2014 году во время съёмок документального фильма о себе. — В соседней комнате жила многочисленная семья хромого дворника-татарина, семеро детей. Все разговоры через стенку слышны, но жили дружно. Зимой катались на лыжах в парке, летом купались в пруду. В этом доме жили сотрудники военной пехотной школы, артиллерийского училища, школы командного состава «Выстрел». Семья военного дирижёра Михаила Евгеньевича Зельдина переехала сюда в конце 1920-х годов с Воронцовской улицы. Учиться балету не пришлось В 1928 году отец умер. Друг отца Фёдор Николаевский устроил четырнадцатилетнего подростка к себе в оркестр — играть на трубе. К тому времени Володя уже учился в Гнесинском училище по классу скрипки и играл на фортепиано. — В 12 лет Зельдин поступил в училище при Большом театре, — рассказывает Владимир Андреев. — Но Михаил Евгеньевич был против: считал, что танцы — это не профессия. Пошёл к руководству училища и сообщил, что у сына, только что блестяще сдавшего экзамены, больное сердце. К занятиям мальчика не допустили. За брезентовой перегородкой Через три года не стало мамы, Анны Николаевны Зельдиной, ей было всего 42 года. Брат Юра вскоре женился, сестра Ирина вышла замуж. — В нашей комнате осталось два человека — сестра Нина и я, — вспоминал Владимир Зельдин. — Нас тут же уплотнили. От двери до окон был натянут брезент, и за этой перегородкой поселились рабочий с женой и его сестра. В начале 1930-х, поработав год слесарем на заводе, Зельдин стал студентом театрально-производственных мастерских при Театре имени МОСПС — будущий Театр имени Моссовета. «Этот, этот!» В конце 1940 года Иван Пырьев приступил к съёмкам фильма «Свинарка и пастух». Владимир Михайлович рассказывал, что окончательно на роль пастуха Мусаиба его утвердили… женщины. Пырьев никак не мог решить, кого всё-таки выбрать. Тогда в просмотровый зал пригласили всех сотрудниц киностудии, стали показывать пробу за пробой и попросили сказать, кто им больше нравится. Увидев Мусаиба в исполнении Зельдина, зал закричал: «Этот, этот!» Сталин приказал артистов вернуть Картину начали снимать на Домбае в апреле 1941 года, 22 июня натурные съёмки уже подходили к концу. Киногруппа вернулась в Москву. Пырьев ушёл на фронт добровольцем, Зельдину пришла повестка: его направили в танковое училище. Однако личным приказом Сталина всех артистов и режиссёра было предписано вернуть в Москву и продолжить работу над фильмом. Сцены на ВДНХ и в павильонах «Мосфильма» снимали в июле и августе 1941 года. А уже 7 ноября картина «Свинарка и пастух» вышла на экраны. В творческом конкурсе можно поучаствовать Электронные версии проектов мемориальной доски можно присылать до 30 марта на эл. адрес: info@kk3dom.com. Требования: материал — гранит, бронза, чугун или сталь, размер — 54х76 см, надпись: «В этом доме в 30-е годы XX века жил выдающийся актёр театра и кино Владимир Михайлович Зельдин».