Трехмесячное замужество, проблемное амплуа и более ста ролей в кино: Татьяне Догилевой – 65

27 февраля советской и российской актрисе, режиссеру, писателю, телеведущей, народной артистке России Татьяне Догилевой исполняется 65 лет. Ее героини – честные и открытые, обладающие бешеной энергией и жизнелюбием, непосредственные и веселые, с долей чуть грубоватого юмора и – потрясающе незащищенные при всей своей внутренней силе. Таким вот букетом самых противоречивых качеств наделяла актриса своих персонажей.

Трехмесячное замужество, проблемное амплуа и более ста ролей в кино: Татьяне Догилевой – 65
© Мир24

Замирала, видя на экране кинозвезд

Будущая актриса родилась 27 февраля 1957 года в деревне Ново-Михайловское Рузского района Московской области. Родители ее были рабочими на мукомольном комбинате. Анатолию Михайловичу и Анне Афанасьевне Догилевым непросто было решиться на рождение дочки: в семье уже подрастал сын Владимир, который был инвалидом с детства и передвигался на костылях. Кстати, именно он настоял, чтобы новорожденной сестренке дали имя Татьяна – оно ему очень нравилось.

Родители, которые не имели высшего образования, очень высоко ценили те возможности, которые открываются в жизни перед образованными людьми. Они сделали все, чтобы их дети сделали ставку на хорошее образование. Когда семья перебралась в Москву, Татьяна Догилева училась в школе при Академии педагогических наук. Кроме того, она увлеклась чтением и перечитала все приключенческие романы, которые можно было взять в библиотеке. В школьные годы девочка занималась также хореографией и гимнастикой.

Но настоящей страстью Тани был кинематограф. Она замирала, видя на экране кинозвезд и горячо переживала судьбы их персонажей. В 14 лет активную и талантливую девчушку приняли на курсы актерского мастерства в студию юного актера при Центральном телевидении. К моменту получения аттестата девушка уже точно знала, что хочет стать актрисой и объездить весь мир.

Этому способствовало и то, что после девятого класса ей удалось побывать по обмену в Чехословакии. После этого она вдруг поверила, что в жизни можно добиться даже самого несбыточного.

Поездка за рубеж в те годы была чем-то почти нереальным! Путешествие очень впечатлило ее. Актриса позднее вспоминала, как впервые попробовала в Чехословакии кока-колу – с ужасом, поскольку была почему-то уверена, что непременно должна от нее опьянеть.

Родители будущей звезды были против ее поступления в театральный вуз и хотели, чтобы она получила «серьезную» профессию – например, стала учителем. Да и педагоги студии юного актера ее не поддержали. Они не включили Татьяну Догилеву в списки выпускников, рекомендованных к поступлению в театральный вуз. Руководитель студии сказала ей, что внешность у нее сложная: у девушки была диастема (большая щель между верхними передними зубами).

Упорная абитуриентка тем не менее попыталась поступить во все театральные вузы Москвы. Но ее везде отсеяли на первом же туре. Только в ГИТИСе в нее поверили и приняли на курс Всеволода Остальского. Правда, с условием, что она пойдет к ортодонту и сможет справиться с дефектом зубов к концу первого курса. В результате Догилева проходила весь год «с железякой на зубах». Диастему действительно удалось устранить, правда, как только приспособление сняли, девушка начала чудовищно шепелявить и чуть не завалила из-за этого экзамены. Ей пришлось заново учиться говорить чисто и правильно.

Трехмесячное замужество и удача длиной в полжизни

В годы учебы в институте Татьяну Догилеву настигла ее первая любовь. Его звали Александр, он был осветителем на съемках, где сама актриса исполняла одну из своих первых – еще эпизодических – ролей в кино. Роман был стремительным и молодые люди тут же поженились. Правда, семейная жизнь не задалась: юноша надеялся, что молодая жена будет уделять ему больше времени, а она и не думала как-то менять свою бурную актерскую жизнь. В результате брак был рекордно коротким: он продлился всего три месяца. После чего молодые люди расстались.

Но Татьяна Догилева даже не успела всерьез расстроиться из-за неудачи в личной жизни. Куда важнее было то, что в 1978 году режиссер Марк Захаров, руководитель легендарного Ленкома, увидел ее в дипломном спектакле и пригласил в свой новый спектакль «Жестокие игры» по пьесе Алексея Арбузова. Она начала репетировать главную роль на сцене одного из лучшего театров Москвы! Такая удача выпадала лишь единицам выпускников театральных вузов: Ленком давал надежную путевку в профессиональную жизнь!

В том же 1978 году – сразу по окончании вуза – Татьяна Догилева снялась сразу в двух фильмах. Она получила дебютную главную роль в молодежной мелодраме «Безбилетная пассажирка». И сыграла в паре с Алексеем Баталовым в фильме «Поздняя встреча».

В те годы ей хотелось больше сниматься в кино, хотелось известности – чтобы ее узнавали на улицах. Совмещать съемки и работу в театре было непросто. В Ленкоме это не слишком приветствовалось. Но кинематограф все же был очень важен для молодой актрисы, и в 1985 году ей пришлось перейти в Московский драматический театр им. Ермоловой. Она играла в Центральном академическом театре Российской армии, в Театра имени Моссовета. Появлялась актриса и в антрепризе Михаила Козакова.

Проблемное амплуа и сто ролей в кино

Но все же поистине всенародную популярность принес Татьяне Догилевой именно кинематограф. Режиссеры часто приглашали ее сниматься. Один за другим выходили фильмы с ее участием: «Частная жизнь», «Пчелка», «Одна на миллион», «Покровские ворота» (где вместе с Татьяной Догилевой сыграли Леонид Броневой, Олег Меньшиков, Инна Ульянова и другие популярные актеры). Все эти съемки дали Татьяне бесценный опыт.

Режиссеры уже знали, что она может быть и комедийной, и глубоко драматической актрисой, а может совмещать и то, и другое амплуа, неощутимо переходя от трагедии к фарсу и обратно. Причем внешняя простоватость многих ее героинь лишь добавляла им подлинности и шарма.

Своеобразной визитной карточкой актрисы стала главная роль в фильме «Блондинка за углом», где ее партнером по съемкам стал Андрей Миронов. Этот образ на долгие годы определил основное амплуа актрисы. Она даже переживала из-за этого. Многие последующие роли ей предлагали в том же ключе. Например, в фильме «Вокзал для двоих» она сыграла очень короткую, но запоминающуюся роль – Марины, администратора «Интуриста», которая готовится к свадьбе и рассуждает о двух своих женихах.

Впрочем, именно в процессе этих съемок Эльдар Рязанов увидел в Догилевой совсем другой потенциал и в следующий раз доверил ей главную роль в пронзительном фильме «Забытая мелодия для флейты», где актриса сыграла в дуэте с Леонидом Филатовым. Этот фильм по праву вошел в золотую коллекцию советского кинематографа.

Всего Татьяна Догилева снялась почти в ста фильмах! Не ослабла ее востребованность даже в 1990-х годах прошлого века, когда из-за финансовых проблем стали снимать куда меньше кинолент. Именно в начале 90-х она снялась в фильме «Афганский излом» с актером Микелем Плачидо. После роли комиссара Каттани в сериале «Спрут» популярность актера в те годы просто зашкаливала. Сама же Догилева за создание образа Кати в этой военной драме была удостоена приза за лучшую женскую роль на кинофестивале «Кинотавр».

Позже актриса признавалась: «Я каждую свою роль воспринимала не иначе, как дар судьбы, и ни одна роль мне легко не давалась».

Татьяна Догилева всегда мечтала не только сниматься и быть популярной актрисой, но и выступать в роли режиссера. Еще в 80-х она впервые попробовала себя в этом деле, поставив спектакль «Лунный свет, медовый месяц» по пьесе Ноэля Кауарда. Затем последовали ее режиссерские работы «Не отрекаются любя...» и «Московские страсти». Впрочем, критики не слишком тепло приняли ее режиссерские находки. Но Догилева не унывала: она решила не читать отзывы, чтобы не расстраиваться. Сейчас ею поставлены уже около 10 спектаклей.

Правда первая ее режиссерская работа в кино так и не вышла на экраны: картину закрыли из-за финансовых трудностей. Лишь в 2007 году она сняла фильм «Лера», исполнив свою мечту стать кинорежиссером.

«Единственный брак, который я разрушила, был его»

После первого неудачного замужества Догилева не хотела даже думать о новом браке. До тех пор, пока в ее жизни не случился роман с успешным писателем и переводчиком из Ленинграда Михаилом Мишиным. В середине 80-х годов прошлого века он занимался адаптацией иностранных пьес для российской сцены и работал с некоторыми кинорежиссерами. В частности, помогал режиссеру Леониду Траубергу в поисках актрисы для фильма-оперетты «Вольный ветер». Для главной роли нужен был радостный, легкий и открытый типаж. Наконец Мишин наткнулся на телеспектакль, в котором играла Татьяна Догилева. Юная, легкая и музыкальная, она подходила для «Вольного ветра» идеально! Мишин разыскал актрису и пригласил ее приехать в Ленинград, где она успешно прошла кинопробы. На съемках Мишин был просто покорен юной Догилевой! Но он был женат и держался долго. Лишь в самом конце съемок у них все же закрутился стремительный роман.

Пара не смогла расстаться и после окончания работы над фильмом. Целых пять лет длились тайные любовные отношения писателя и актрисы. Однако Татьяне Догилевой хотелось иметь настоящую семью и – родить наконец ребенка, ведь годы шли. «Единственный брак, который я разрушила, был его, – признавалась много позже артистка. – Я сказала, что не хочу быть любовницей. Мы расставались, он уходил, потом возвращался». В итоге Михаил Мишин все же решился уйти из своей первой семьи и в 1990 году женился на Татьяне Догилевой. А через четыре года – прямо в новогоднюю ночь у пары родилась дочь Екатерина. Девочку назвали в честь бабушки по отцовской линии. А вот фамилию на семейном совете решили дать мамину, поскольку Мишин – это творческий псевдоним писателя. Когда девочка выросла и окончила школу, она училась в Кембридже, а потом перебралась в США.

Трехмесячное замужество, проблемное амплуа и более ста ролей в кино: Татьяне Догилевой – 65 Несмотря на популярность и востребованность Татьяны Догилевой, жизнь ее никогда не была легкой простой. Всю свою молодость она поддерживала родителей и брата Владимира, который из-за инвалидности так и не смог реализовать себя ни в работе, ни в личной жизни. Он тяжело переживал это, впадал в запои. Трагедию его неудавшейся жизни актриса принимала очень близко к сердцу. Мужчина умер, когда ему было всего 40 лет. А вслед за ним из жизни ушли и родители. Сперва отец, который всего за несколько месяцев «сгорел» от рака. А потом и мать, которая не смогла восстановиться после перенесенного инсульта.

Потеряв всех своих родных, Татьяна Догилева все чаще стала выпивать. Тем более что и в работе начался простой. В 2000-х режиссеры все реже предлагали роли характерной актрисе, которая была так востребована целых два десятка лет. Отчасти в связи с алкогольной зависимостью Татьяны Догилевой распался и ее брак с Мишиным, который был довольно прочным и продлился целых 18 лет.

Свои запои она сперва скрывала, потом рассказала об этой проблеме журналистам. Но после этого ситуация еще больше усугубилась, ведь к ее прежним моральным проблемам добавилась еще и сомнительная слава женщины, зависимой от алкоголя. В конце концов актрисе пришлось пройти лечение в одной из наркологических клиник Москвы. Ей удалось до конца победить свой недуг, что еще раз доказывает сильный и волевой характер Татьяны Догилевой.

В какой-то момент актриса попробовала себя в роли телеведущей и активно участвовала в различных шоу-программах. Она появилась в «Последнем герое», «Больших гонках», «Форде Боярд», «Танцах со звездами». Также Татьяна Догилева написала две книги, которые полюбились читателям за честность оценок и открытость.

В последние годы Татьяна Догилева сильно располнела и сделала несколько пластических операций. Это изменило женщину почти до неузнаваемости. Тем не менее в своем новом облике ей удалось вновь вернуться в кино. Сегодня Татьяна Догилева снова активно снимается. Среди фильмов с ее участием киноленты «ЖГИ!» и «О чем говорят мужчины». В 2020 году она сыграла в комедийном сериале «Окаянные дни» и снялась в детективе «Вампиры средней полосы». Также в качестве режиссера она поставила комедию «Невеста напрокат» – легкую и светлую, пронизанную тонким юмором и иронией – в ней очень много от самой Татьяны Догилевой.