Войти в почту

Елена Ямпольская: Детское кино требует государственной поддержки

Импортозамещение в культуре не менее важно, чем в иных сферах. Так отреагировала на решение кинокомпаний Disney и Warner Brothers отменить показы своих фильмов председатель Комитета Государственной Думы по культуре Елена Ямпольская.

Елена Ямпольская: Детское кино требует государственной поддержки
© Парламентская газета

- Елена Александровна, как вы думаете, что будет с нашим кино и искусством после ограничений Запада?

- Думаю, как и все санкционные потуги Запада, уход Disney — великолепный шанс для нас. Главное, чтобы мы этим шансом успели воспользоваться до того, как Disney, Warner Brothers и прочие начнут возвращаться. А они попытаются вернуться, сомнений нет. Для них Россия — рынок. Для нас Россия — Родина. Так может мы займемся детским кинематографом не на уровне круглых столов, не на уровне дискуссий, как эти фильмы следует называть — детскими или семейными, — а на уровне конкретного производства?

- Сможет ли Россия заполнить опустевшие ниши Диснея и других кинокомпаний своим контентом?

- Я всегда утверждала, что импортозамещение в культуре не менее, а порой и более важно, чем в иных сферах. Тут надо говорить не об одном лишь кинематографе, даже не только о гуманитарной сфере в целом, но о создании национально ориентированной среды. Заимствованные герои и праздники, тотальное засилье англицизмов в речи и быту, рекламные баннеры типа: «Два миллиарда человек в мире говорят на английском. А твой ребенок готов?» Готов к чему — к оккупации? Все это создает вокруг нашего человека и внутри него критическую массу чужого. Невозможно растить патриотов из детей, которые постоянно существуют среди чужих образов и звуков.

Русская культура бесконечно оригинальна и обаятельна. Это обаяние следует настойчиво вытаскивать и распространять. Национальная культура в «заповедниках» отдельных мероприятий и фестивалей — ни о чем. Нужна экспансия родного обаяния — внутри страны, а затем и вовне.

- Намечены ли уже какие-то приоритеты в развитии российской культуры?

- Возрождение детского кинематографа сейчас одна из первостепенных задач. И Disney тут ни при чем. Кто захочет его продукцию увидеть, решит эту задачу в два клика. Это чисто политическая и, конечно, глупая демонстрация. Нам не про Disney надо думать. Нам нужно формировать общий культурный, а главное — человеческий код нового поколения граждан России.

За последние годы мы увидели примеры коммерчески успешного детского кино, особенно в полнометражной анимации. Но измерять значимость детской картины исключительно кассовыми сборами нельзя. Речь идет о мировоззрении.

- Что в первую очередь порекомендуете сделать нашему детскому кинопрому?

- Полагаю, что производство и прокат определенных категорий детских фильмов государство должно полностью финансировать. Но тут важно, чтобы было, что финансировать. На мой взгляд, в первую очередь необходим реальный конкурс сценариев. Надо придать этой теме турбоускорение. На выходе должны быть не декларации о намерениях, не бесконечные кластеры-шмастеры, а хорошее, увлекательное, по-современному продвинутое кино для детей.