о новом витке культуры отмены в связи с операцией Вооружённых сил РФ по защите Донбасса

«Последние десятилетия сформировали в России параллельное культурное пространство. Именно отсюда, из параллельного мира, преимущественно и долетают все эти «мнестыдно», «мызамир», коллективные письма (тоже глубоко советский жанр)».

Польша объявила нежелательными персонами Чайковского, Шостаковича и Чехова. Кто пострадает? Польша. Мы-то остаёмся с Шопеном, Огинским, Сенкевичем, Лемом. С Анной Герман и Барбарой Брыльской, которые имеют гораздо больше отношения к русской культуре, нежели к польской.

В Милане сделали попытку отменить Достоевского. Впрочем, тамошний университет быстро опомнился. Ну а кто сомневался в нетипичном для ЕС уровне адекватности итальянцев?

Оркестры, оперные сцены отказываются от сотрудничества с Валерием Гергиевым, Анной Нетребко, другими прославленными музыкантами и исполнителями из России. «Предай своих, отрекись от родных, покайся публично» — как давно, слава Господу, этого не слышали в нашей стране. И как пугающе часто это звучит сегодня на Западе, где под бесконечное бла-бла-бла о свободе и демократии ухитрились перенять худшие замашки раннего большевизма.

Эрмитаж Амстердама больше не хочет работать с головным Эрмитажем. Кого считать потерпевшим? Амстердам, разумеется. Какой из Эрмитажей подлинный, не забыли, надеюсь. Тень, знай своё место.

Про приостановку релизов от голливудских мейджоров я уже высказывалась в СМИ. Это наш уникальный шанс насытить отечественное кинопроизводство не только деньгами, но также смыслами и ценностями. Главная задача — возродить кино для детей. Хватит спорить, как оно должно называться, детским или семейным. Назовите как угодно, лишь бы у наших детей снова появились родные герои и сюжеты.

Да, оперативная поддержка в очередной раз потребуется кинопрокатчикам. Однако пандемийные ограничения ударили по этому бизнесу не меньше. Сегодня заполняемость восстанавливается, зритель возвращается, «Пушкинская карта» заработала, так что отрасль находится перед вызовом трудным, но не роковым.

К тому же совершенно очевидно, что госфинансирование кинопроизводства (тем более на безвозвратной основе, тем паче стопроцентное) неэффективно без развития государственного театрального кинопоказа. У государственной киносети, на мой взгляд, должна быть определённая политика: особое внимание — национальным фильмам, дебютному, документальному и анимационному кино. Плюс абонементы, тематические и просветительские программы, факультативы для школьников.

Депутаты комитета Госдумы по культуре начиная с 24 февраля в медиа и соцсетях выражают поддержку спецоперации наших вооружённых сил по демилитаризации и денацификации Украины. Столь же однозначной и неоднократно повторённой является наша оценка пацифистских, а то и прямо антироссийских высказываний со стороны отдельных деятелей культуры.

Последние десятилетия сформировали в России параллельное культурное пространство. Именно отсюда, из параллельного мира, преимущественно и долетают все эти «мнестыдно», «мызамир», коллективные письма (тоже глубоко советский жанр) с длинным списком неизвестных фамилий. Арт-менеджеры, дизайнеры, критики, руководители микрофестивалей, лауреаты микропремий... Режиссёрки, авторки, директорки... И несколько широко растиражированных лиц: за удовольствие не видеть их впредь на телевизионном и большом экране стоило бы приплатить.

«Мы за мир» чем плохо-то, спрашивают.

Можете представить, чтобы призывы поскорее установить мир любой ценой звучали от деятелей культуры в годы Великой Отечественной? Думаете, Константину Симонову доставляло удовольствие мотаться по фронтам? Илья Эренбург был по натуре кровожаден и потому написал «Убей!»? Клавдия Шульженко мечтала петь на льду и добираться к месту концерта под обстрелом? Леонид Утёсов не знал, куда потратить деньги, отданные им на строительство двух истребителей?..

Все они были нормальными людьми. Никто не хотел войны. Но тогда иного пути к надёжному миру не было. Нет его и сейчас.

«Всемзамир» следует иметь в виду, что голубок с оливковой веточкой в клюве охранной грамотой не служит. А прекраснодушные фантазии о дивном новом укладе, при котором «вопросы решаются иначе», пора засунуть в портмоне. Не настолько продвинута современность, как её малюют на квир-ресурсах.

Голубок щёлкает клювом в растерянности, но и прямое предательство ни от чего не спасает. Буквально вчера на работающем ещё Facebook мне довелось читать переписку между молодым пианистом и организаторами одного из международных фестивалей. Сначала наилюбезнейшее: «Дорогой сэр... В силу сложившихся обстоятельств мы снимаем с конкурса участников из России... Желаем вам удачной карьеры». А в ответ (опять же, по-английски) — жалобное: «Я-то при чём?! Быть русским — ещё не значит...»

Быть русским — всё-таки значит.

А карьера у мальчика сложится, сомнений нет. При таких задатках далеко пойдёт. Нюанс в том, что от его карьеры ни в прежние времена, ни в нынешние согражданам никакой радости.

Культурное поле страны в ближайшее время изменится, как изменилось оно после 2014 года. Нет, не в результате массовых увольнений, «репрессий» и прочих пугалок. Просто ветер истории уносит лишнее, освежает атмосферу, меняет пейзаж.

Критерием успешности и состоятельности в культуре являются не только (и не столько) награды и премии на международных состязаниях. Критерий номер один — народная любовь. Не надо думать, будто комику эта любовь доступна, а классическому музыканту заказана. Мы знаем и помним, что бывает иначе. Правда, для этого понимающих слушателей, благодарных зрителей, тонких ценителей надо растить. Воспитывать с детства. Прекратить пичкать людей экранной пошлостью.

Но об этом поговорим отдельно, когда наступит мир. Когда мы его завоюем.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.