«Лучшие тусовки устраивали в 1980-х» В прокате — главный французский хит сезона о любви и безумии. Кто его снял?
В российских кинотеатрах выходит хит французского проката «Эта безумная любовь» с Роменом Дюри и Виржини Эфира — экранизация мирового бестселлера Оливье Бурдо «В ожидании Божанглза». Как и первоисточник, это неглупое, проникновенное кино скрывает под обложкой страстной ретромелодрамы серьезное высказывание об отношениях, на которые обрушивается гнет душевного нездоровья. «Лента.ру» поговорила с режиссером фильма Режисом Руансаром о том, как показать в кино безумие и почему ему пришлось экранизировать книгу Бурдо, чтобы спасти свой брак.
«Лента.ру»: Как вы узнали о романе «В ожидании Божанглза»?
Режис Руансар: Мои друзья долго уговаривали меня прочитать книгу Оливье. «Ты должен ее адаптировать, она же буквально для тебя написана», — твердили они. Но со мной так всегда: если кто-то слишком активно о чем-то говорит, я делаю шаг назад. Понимаете, едва «В ожидании Божанглза» вышла в свет — уже завоевала четыре награды. Все газеты без исключения писали о ней, продажи взлетели до небес, а продюсеры почуяли неминуемую прибыль. Это было для меня перебором — я твердо решил роман не читать. Окружающие продолжали настаивать. В итоге моя жена сказала мне что-то вроде: «Если ты это не экранизируешь, я от тебя уйду. И тут я сдался. И вы знаете, это был шок.
Чем вас так зацепила эта книга? Безумной страстью, которая связывает героев?
Может быть. И книга, и фильм сильно на меня повлияли. Я до сих пор задаю себе множество вопросов о любви и отцовстве. На что я готов пойти ради любимого человека? Я сам отец и долгое время нахожусь в отношениях с женщиной, которую люблю и которая любит меня. Я пытался искать референсы в своей семье, но жена смогла меня успокоить: «Они — не ты», — сказала мне она. Благодаря ей я понял, что могу рассказать эту историю через призму самих героев, что они не обязаны быть похожими на меня или кого бы то ни было.
Поговорим о структуре. В книге повествование ведется от лица ребенка. Вы же со сценаристом Роменом Компином решили посмотреть на эту историю глазами отца.
Нам было необходимо сделать этот выбор, и он казался нам правильным. Но в концовке неожиданно именно сын выходит на первый план. Мы постепенно приходим к нему.
Почему вы выбрали для фильма 1950-е и 1960-е годы?
Я питаю слабость к этим двум десятилетиям; еще люблю 1980-е. В то время устраивали лучшие тусовки. Посмотрите фотографии со знаменитых вечеринок в клубе Palace 1980-х годов: мы понятия не имеем, кто на них богат, кто беден, кто араб, кто еврей, молодой, старый, черный, белый. Это было удивительное время. Я хотел перенести эту атмосферу в шестидесятые. Именно такую разношерстную публику главные герои Камиль и Жорж любят приглашать к себе в гости. «Мой сын знакомится с герцогами, принцессами, — объясняет Камиль школьной учительнице, — а также с рабочими, учителями и дипломатами…» В этой семье никого не судят, не важничают — этим она и прекрасна.
Сцены вечеринок настолько невероятны, что создают у зрителя эффект присутствия…
Так и было задумано. Я хотел, чтобы зрители не только почувствовали себя участниками этого головокружительного мероприятия, но и стали свидетелями постепенного распада Камиль. Снимать вечеринку — все равно что ставить хореографию. Нужно найти правильное количество людей для имеющегося у вас пространства, точно рассчитать движение камеры. Я обожаю такую кропотливую работу. Я сам выбираю массовку, заставляю их снимать о себе видеопрезентацию, задаю много вопросов. Каждому из них я создаю свою историю, которая бы оправдывала их действия и передвижения. Но в первую очередь мы по-настоящему веселимся. Несмотря на то что на площадке присутствовали профессиональные танцоры, атмосфера праздника захлестнула абсолютно всех: техническая команда, я — мы все танцевали!
Как вы работали с каждым из актеров?
До начала съемок мы много обсуждали будущий фильм и провели несколько читок сценария, чтобы скорректировать текст и добиться естественности его произношения. Мы стремились к легкости, чтобы словечки, которые эта пара использует в общении, не звучали наигранно. Камиль и Жорж любят играть со словом, но по мере того, как безумие овладевает Камиль, теряют к этому интерес. Она перестает обращаться к сыну на ты, и это шокирует.
Вы давали им ориентиры?
Конечно. С Виржини Эфира мы много обсуждали экранизации Теннесси Уильямса с Натали Вуд, а также картину «На слом!» Сидни Поллака — все это фильмы о жизни на грани безумия. Что касается Ромена, то ему я рекомендовал картины Джеймса Стюарта. Ромена Дюри нужно направлять, вселять в него уверенность. Обычно он любит опираться на образ какого-нибудь певца. Например, для фильма «Любовь на кончиках пальцев» он выбрал Дина Мартина. Странно, что в этот раз он меня не спросил, я бы предложил Мика Джаггера. Кроме того, важную роль в подготовке актеров сыграли костюмы, которые позволили Виржини и Ромену еще глубже погрузиться в своих персонажей. У меня не было цели учить их играть, только направлять и придавать уверенность.
Танец играет ключевую роль в фильме. Камиль постоянно танцует…
Я обожаю современный танец. Для постановки хореографии я обратился к танцовщице и хореографу Марион Мотин, которая работала со многими знаменитыми исполнителями. Я показал ей несколько видео того, чего бы мне хотелось. Она взяла мои идеи и наполнила их своей индивидуальностью. Именно она заставила Виржини и Ромена танцевать. Марион очень трепетно относится к танцу и тому, как люди выражают себя через движение. Танец Виржини, парижская, а затем и испанская вечеринки, а также сцена танго Жоржа и Камиль на Ривьере — все это были ее идеи.
В центре этой семьи находится маленький мальчик Гэри, который становится свидетелем болезни своей матери. Как вы нашли такого юного актера?
Мы начали поиск в мае 2019 года вместе c кастинг-директором Эльзой Фараон. Я поставил очень высокую планку, показав ей видео с юным актером, который играет Элиотта в «Инопланетянине». Мы нашли Солана Мачадо Гранера только ранней осенью, отсмотрев более тысячи детей. Эльза сразу же в него влюбилась и спросила, согласен ли он выучить текст и пройти пробы. Через десять минут он уже знал свои реплики наизусть. Солан сыграл, Эльза сняла и тут же поднялась ко мне в офис, чтобы показать результат. Я понимаю, что это он. От его игры на глаза наворачивались слезы. Я люблю работать с детьми еще со времен своих первых короткометражек. Они не заторможены, ничего не просчитывают и не играют — именно этого я и жду от своих актеров.
Как девятилетнему ребенку сыграть такую роль?
Мы привыкли думать, что за актеров отвечает только режиссер, но это коллективная работа. Конечно, я направлял Солана, но львиная доля забот лежала на Эльзе Фараон. Она заставляла его репетировать, разбирала с ним сцены, стараясь не задеть при этом его детскую непосредственность. Самым сложным оказалось добиться, чтобы взрослые диалоги звучали из его детских уст как можно проще. Солан — умный и очень творческий ребенок. Когда я вижу, как он прыгает в объятия Ромена после урока математики, я действительно верю, что он его сын.
Как вы относитесь к безумию в кино?
Безумие меня пугает и завораживает одновременно. В юности я встречал людей с серьезными психическими расстройствами. Я видел, как в них словно вселяется чудовище. По сей день это приводит меня в замешательство. Даже осознавая природу этих состояний, я вижу в них что-то сверхъестественное. «Эта безумная любовь» — почти фантастическая история. Тем не менее, мне кажется, что я снял свой самый реалистичный фильм. Я не просто был свидетелем жизни этих людей, сопровождал их во всех сумасбродствах, чувствовал то же, что и они, — я был с ними целиком и полностью, но всегда на необходимом для кино расстоянии.
Расскажите про музыку.
Сочинение и запись саундтрека проходили дистанционно. Я позвонил Оливье и Клэр Мэншон, в конце 2000-х у них была группа Clare and the Reasons. Я знал, что они начали писать музыку к короткометражкам и фильмам среднего метража. «Эта безумная любовь» — их первая работа с полным метром. Поскольку музыканты находились в США, и закрытые границы не позволили им собраться вместе, каждый записал свою партию и прислал нам по интернету. Благодаря пандемии и отсутствию возможности давать концерты, мы добились сотрудничества с выдающимися талантами: барабанщиком Дэвида Боуи, басистом Дэвида Бирна, музыкантами, работавшими с Херби Хэнкоком, великими джазменами. Это было просто невероятно.
В вашем фильме реальность тесно переплетается с фантазией…
Мне вспоминается «Теэтет» Платона, в котором он размышляет об истине: «Является ли все происходящее вокруг сном или явью?» Персонажи «Этой безумной любви» теряют опору не только в реальности, но и в собственных фантазиях. Сама картина ставит вопрос: эта танцевальная сцена действительно имела место быть? Жорж и правда исчез? Но куда? Как? Мы практически погружаемся в мифологию. Этот фильм как раз о том, как воображение питает нас и помогает справляться с превратностями жизни.
Фильм «Эта безумная любовь» (En attendant Bojangles) выходит в российский прокат 5 марта