«История про то, что человек внезапно смертен»: в «Современнике» — премьера спектакля «Интуиция»

Столичные театры продолжают выпускать премьеры. Одна из заметных на уходящей неделе — спектакль «Интуиция» по пьесе Александра Цыпкина в «Современнике».

«История про то, что человек внезапно смертен»: в «Современнике» — премьера спектакля «Интуиция»
© BFM.RU

На сцену по очереди выходят герои, каждый из которых по сюжету только что умер. Все они попадают в некий «распределительный пункт». Их трагикомичные монологи — своеобразный крик души о своем последнем дне. Одна из женщин скончалась при родах и переживает, что никому не сказала, как назвать дочь. Другой герой не снял носки перед тем, как умереть во время секса с любовницей. Старушка, страдавшая болезнью Альцгеймера, не помнит, закрыла ли она заслонку горящей печи. Всего таких историй 13. И стажер в распределительном пункте теперь должен решить, кому из 13 душ дать шанс вернуться назад, чтобы исправить или завершить неоконченное.

«Интуицию» задумали несколько лет назад Александр Цыпкин и Константин Хабенский, последний в итоге стал художественным руководителем этого проекта. Позже к этой истории присоединился второй режиссер, Данил Чащин. По его словам, изначально было несколько монологов, пьеса рождалась на ходу.

Данил Чащин режиссер «Для меня эта история про то, что человек внезапно смертен. Про то, что никто не знает, что будет с ним через час. И если у нас накопились слова, которые мы давно хотели сказать, такие, как «прости меня», «помоги мне», «я люблю тебя», то их нужно говорить как можно быстрее, возможно, через час такой возможности уже не будет. Я на самом деле был в каком-то когнитивном диссонансе, потому что мы выпускали — была одна обстановка, а когда дня три до премьеры, у нас совершенно поменялся мир. Сначала было ощущение бессмысленности того, что ты делаешь, и вообще имеешь ли ты на это моральное право. Но потом мы сделали первый прогон на зрителя, и у меня появился смысл всего этого. Я понимаю, что этот спектакль нужен не только нам, но и людям, которые на него пришли, потому что это история про человека. И, конечно же, спектакль поменялся. Какие-то появились новые подтексты и смыслы. Я, с одной стороны, понимаю тех, кому сейчас не до искусства, но с другой стороны, я понимаю тех, кому сейчас сложно быть одному».

«Интуиция», на первый взгляд, стоит особняком в творчестве Александра Цыпкина. Просто, наверное, из-за популярности сериала «БеспринцЫпные» и ряда рассказов многим кажется, что у него больше всего именно комедий. А это не так. Вот что Цыпкин говорит о постановке:

Александр Цыпкин писатель «Интуиция» задумывалась как некий поход к психологу. Кому ты сочувствуешь в большей степени из героев, тот герой внутри тебя сейчас как-то и живет, скажем так. Естественно, в разные периоды жизни, это могут быть даже разные недели, разные герои вызывают больше сопереживания. Именно сейчас этот спектакль оказался наиболее востребованным, когда какие-то пустые переживания, мелочи ушли на второй план, на первый план встали самые важные вопросы: жизнь, смерть, любовь, принятие решения. Мы понимаем, как хрупка человеческая жизнь, как хрупок мир. В ситуации, когда каждый день все меняется, спектакль, который по меньшей мере заставляет человека задуматься, а что нужно сделать прямо сейчас, чтобы потом не раскаиваться, — мне кажется, он нужен».

Сразу после спектакля зрителям предлагают проголосовать, кому из героев они сочувствуют больше всего. Результаты голосования можно увидеть на сайте Цыпкина. Авторы говорят, что для них это некое социологическое исследование. В следующий раз «Интуицию» сыграют в «Современнике» 8 марта. Билеты еще есть.