Войти в почту

«Танец силуэтов» и «Сестры-близнецы»: Главархив рассказал, что смотрели в кино москвичи более ста лет назад

Первое крупное кинопредприятие в России возникло более 100 лет назад — в 1913 году. Это был кинотеатр «Пегас», или Дом Ханжонкова, названный так по фамилии его создателя — офицера и казака Александра Ханжонкова.

«Танец силуэтов» и «Сестры-близнецы»: Главархив рассказал, что смотрели в кино москвичи более ста лет назад
© Mos.ru

Влюбившись в кино, молодой дворянин сначала возил на родину зарубежные фильмы, а позже, в 1907 году, занялся кинопроизводством и сам. За четыре года ему удалось отснять около 30 художественных картин, но предприниматель не забывал и о просвещении. Студия Ханжонкова несколько раз в год выпускала пару документальных фильмов. Например, «Кровообращение» или «Пьянство и его последствия».

В Российской империи были и другие кинокомпании: с 1909 года фильмы создавал и поставлял торговый дом «П. Тиман и Ф. Рейнгардт», работала также кинематографическая контора из Варшавы «Сфинкс» и рижская прокатная контора «С. Минтус». Эти организации выкупали права на иностранные фильмы и привозили их в Россию.

Кинематографический вестник

В Главархиве сохранилось издание «Вестник кинематографии» за 1911 год — настоящая карта по киномиру того времени. Он выходил раз в две недели. На первых страницах «журнала беспристрастного и независимого» размещен логотип торгового дома «А. Ханжонков и Ко» в виде пегаса, ниже располагается список репертуара картин. Так, «Сестер-близнецов» фабрики «Эклер» можно было посмотреть за 127 рублей 50 копеек, а «Матч сенсационного бокса» за 45 рублей 50 копеек.

После вступительного слова в журнале идут страницы с критическим обзором. Так, картину акционерного общества «Гомон» — «Танец силуэтов» — хвалят за оригинальную форму и технику (на экранах и вправду были лишь силуэты), а про фильм «Идиот» по роману Федора Достоевского фирмы Ханжонкова говорят, что переделка этого произведения для кинематографа требовала смелости.

Дальше следуют короткие истории «из жизни кино». Например, про то, как в Астрахани можно было бы использовать синематограф для иллюстрации ужасного урагана, снесшего постройки в городе. Писали также и про жуткий случай, который произошел в кинотеатре Санкт-Петербурга — пианистка, сопровождавшая фильмы, скончалась прямо во время показа. Девушка умерла от переутомления. После этого редакция «Вестника» прошлась по кинотеатрам города, поговорила с директорами и музыкантами, которые сопровождали немые картины. Оказалось, что в будни пианисты работали с пяти утра до 12 ночи.

В журнале киноманы узнавали о том, съемки каких картин уже завершились, какие фильмы пользовались большим успехом, а какие шли закрытым показом, читали анонсы лекций о кино. Печатали в издании и новости не только отечественного, но и зарубежного кинопроизводства.

Московские электротеатры. Где и как смотрели кино в начале XX века

Так, в разделе «Страничка смеха» читателям рассказали, как французская полиция решила перед показами демонстрировать зрителям портреты преступников — власти посчитали, что в кино ходит много жителей и они могут узнать нарушителей. А еще в разделе опубликовали вредные советы молодым предпринимателям и владельцам кинотеатров: «Не расходуй лишних денег на электрические вентиляторы летом — большинство зрителей любит тепло», «Если в театр войдет парочка влюбленных, то непременно посади ее во второй ряд, а его в 15-й. Хорошо также между ними посадить парочку веселых школьников».

Помимо того, в журнале указывали адреса кинотеатров и размещали аналоги современных трейлеров — описания самих фильмов. Встречались здесь и театральные афиши.