Как Госфильмофонд собирает коллекцию и реставрирует кино
МОСКВА, 10 марта. /ТАСС/. Коллекция Госфильмофонда насчитывает свыше ста тысяч фильмов, некоторые из которых не видели даже сотрудники, и продолжает пополняться ежегодно. Накануне Дня архивов в России специалисты главного киноархива страны рассказали ТАСС о формировании коллекции, редких находках и исторических байках, а также реставрации кинохроники с участием Льва Толстого и фестивале архивного кино.
Формирование коллекции
Как рассказали ТАСС в архиве, формирование коллекции отечественных картин началось в 1948 году, когда министерство кинематографии обязало киностудии Советского Союза сдавать исходные материалы в Госфильмофонд. Они передали на хранение все, что уцелело к тому времени, в том числе, невыпущенные в прокат фильмы 1920-1930-х годов. Русские дореволюционные ленты и зарубежные картины 1920-х попали в Госфильмофонд из фильмотеки ВГИКа, куда они в свое время были переданы из фонда Политехнического музея. Основой зарубежной коллекции стали фильмы, вывезенные из Германии в качестве трофеев после Второй мировой войны. В 1960-е годы коллекция Госфильмофонда активно пополнялась современными иностранными кинолентами благодаря обмену между членами Международной федерации киноархивов ФИАФ.
"Сегодня в Госфильмофонд продолжают поступать на хранение отечественные и зарубежные картины, которые получают прокатные удостоверения. Коллекция также пополняется за счет фильмотек киностудий и киноорганизаций, у которых больше нет возможности содержать пленочные хранилища. Эти организации и студии отдают свои материалы в Госфильмофонд", - поделилась в беседе с агентством замгендиректора - заведующая киноархивом Ольга Деревянкина.
На данный момент в архиве хранится около миллиона роликов и больше пятидесяти тысяч аналоговых и цифровых носителей - это свыше ста тысяч фильмов. По словам эксперта, среди всего многообразия можно найти картины, которые до сих пор никто не видел, даже сотрудники, поскольку часть материалов не имеет просмотровых копий или не оцифрована. "В основном это научно-популярные фильмы или не самые известные картины, которые остаются за пределами внимания организаторов и кураторов публичных показов", - пояснила она.
Как и любой архив Госфильмофонд хранит не только массив научных знаний, но и легендарные истории - серьезные и не очень. "В поздние советские годы в Госфильмофонд часто приезжали разного рода начальники, чтобы посмотреть фильмы, <...> которые не выходили и не могли выйти в наш прокат, но были на слуху. Это были закрытые просмотры, о которых ходили легенды. Еще была история с пропагандистским антисемитским фильмом "Еврей Зюсс". Большинство историков кино и киноведов были наслышаны об этой картине, но никогда ее не видели - фильм был запрещен к показу союзниками после Второй мировой войны. Заместитель директора по научной работе Владимир Юрьевич Дмитриев действительно не разрешал публично показывать "Еврея Зюсса" в годы советской власти и даже в 1990-е. Впервые его показали на Московском международном кинофестивале в 2012 году с поясняющим комментарием", - рассказала Деревянкина.
"Труд для вечности"
Специалисты Госфильмофонда ежедневно взаимодействуют с большим объемом различной информации: одни сотрудники проверяют техническое состояние картин, другие их сканируют, третьи - занимаются научной обработкой фонда. Собеседница агентства охарактеризовала работу Госфильмофонда как "труд для вечности", абсолютно необходимый для того, чтобы фильмы, коллекции были доступны зрителям и ученым даже через десятилетия. "У нас, конечно, есть и краткосрочные проекты - мы делаем фестиваль архивного кино, готовим кинопрограммы, издаем книги. Но за любым таким проектом все равно стоит методичная и долгая работа с фондовыми материалами", - отметила замначальника отдела по исследованию и обработке фонда и международным связям Алиса Насртдинова.
Одним из важных направлений деятельности Госфильмофонда также является реставрация картин. Выбор проектов, требующих реставрации, зависит от разных факторов, в том числе от носителя, на котором хранится фильм. "С недавнего времени списки фильмов на реставрацию обсуждаются на экспертном совете при министерстве культуры, где коллеги также могут вносить предложения по фильмам, нуждающимся в восстановлении из соображений исторической и культурной ценности", - пояснила собеседница агентства.
Сроки реставрации зависят от состояния исходных материалов. Так, если речь идет о технической цифровой реставрации фильма, исходные материалы к которому сохранились в идеальном или близком к идеальному состоянии, а также имеются эталонные позитивные копии с корректной цветопередачей, то специалисты могут управиться за месяц - два. "Если это сложная цифровая реставрация, в основе которой лежит текстологическая работа, то весь процесс может растянуться на годы. Нашему коллеге Петру Багрову понадобилось семь лет для того, чтобы завершить работу над реставрацией "Обломка империи" Фридриха Эрмлера. И львиную долю этого времени заняли поиски исходных материалов и их текстологический анализ", - рассказала Насртдинова.
Собеседницы агентства добавили, что с интересом смотрят не только архивное, но и современное кино. "Мы смотрим кино скорее как историки искусства, поэтому наш фокус смещен на развитие киноприемов и стилей. Не исключаю, что коллеги ответили бы иначе на этот вопрос. Все-таки способ восприятия привязан к киноведческой традиции, к которой принадлежит тот или иной специалист", - поделились они.
Новые проекты и фестиваль
Врио гендиректора Госфильмофонда Роман Чистяков сообщил ТАСС, что на данный момент сотрудники архива реализуют несколько крупных инициатив. Так, старший искусствовед Тамара Шведюк запустила проект по реставрации кинохроники с участием Льва Толстого - материалы фонд получил от наследников дореволюционного прокатчика Сергея Ивановича Осипова. "Старший искусствовед Виктория Елизарова посвятила прошедший год текстологическому восстановлению немецкого фильма начала 1920-х годов. Надеемся, что в скором времени она сможет поделиться результатами своего труда. Заместитель начальника отдела по исследованию и обработке фонда и международным связям Алиса Насртдинова готовит к публикации каталог фильмов на нитропленке. В этом году должен выйти аннотированный каталог немецких киножурналов - бесценный источник информации, над которым работала наша покойная коллега Светлана Дмитриевна Пустынская", - рассказал он.
Москва в 2021 году впервые приняла на своих площадках фестиваль архивных фильмов, ставший преемником международного архивного фестиваля "Белые столбы", который с 1997 года организует Госфильмофонд России. Эксперты уже начали готовить программу второго смотра, который планируется провести осенью. "Фестиваль в Москве продолжит знакомство киноведов и синефилов с коллекцией одного из важнейших в мире и крупнейшего в России киноархива. В будущем планируем продолжить поиски баланса между запросом профессиональной аудитории и интересами широкого зрителя, который хотел бы смотреть архивное кино", - поделился Чистяков.
Собеседник агентства выразил надежду, что текущая ситуация в России и в мире не помешает сохранить контакты и совместные проекты с зарубежными коллегами. "Хотя ситуация, безусловно, влияет на многие аспекты нашей работы с зарубежными архивами и институциями. Вызывает беспокойство возможный дефицит пленки и оборудования, а также каким образом будет осуществляться транспортировка фильмокопий", - заключил он.