Клюев чуть не лишил жизни Боярского, а Кононов мог утонуть на Волге: несколько фактов о легендарном кино СССР, о которых не знают зрители

Советское кино любят многие зрители. Они пересматривают полюбившиеся киноленты как минимум один раз в год, в канун новогодних праздников. Часто во время съемок этих фильмов происходили непредвиденные ситуации, порой забавные. Предлагаем узнать больше о том, как проходили съемки некоторых советских кинолент.

Клюев чуть не лишил жизни Боярского, а Кононов мог утонуть на Волге: несколько фактов о легендарном кино СССР, о которых не знают зрители
© Клео.Ру

«Большая перемена!»

Первоначальное название фильма «Приключения школьного учителя» пришлось заменить на «Большую перемену» после многочисленных жалоб учителей, которым не понравился шуточный подход к их работе. Новое название ленты придумывали всей съемочной командой. Был даже конкурс, победитель которого (а им стал оператор Анатолий Мукасей) получил бутылку коньяка.

Во время съемок, когда Михаил Кононов, это происходило на самом деле. Актер плохо плавал, но постеснялся об этом сообщить. Съемочная команда была уверена, что Михаил просто прекрасно вошел в роль.

«Место встречи изменить нельзя»

Известно, что Владимир Высоцкий принимал самое активное участие во время съемок картины, выступая и в качестве режиссера, и в качестве оператора, и в качестве актера. Также он подбирал костюмы для героев картины, тщательно отсортировывая подходящие вещи.

Малоизвестный факт, что во время съемок культового фильма чуть не произошла трагедия. Машина с каскадерами упала в реку, но неожиданно перевернулась крышей вниз и ушла под ил на целый метр. Людей, задействованные в сцене, чудом удалось спасти.

«Служебный роман»

Практически весь фильм был снят в зданиях одного предприятия. При просмотре фильма кажется, что место одно и то же, но на самом деле сцены снимали в трех разных корпусах учреждения, которые располагались в разных районах Москвы.

Внутренние помещения были воссозданы в павильонах «Мосфильма».

«17 мгновений весны»

Руки Штирлица, которые мы видим крупным планом в самом начале фильма, принадлежат вовсе не актеру Вячеславу Тихонову, который сыграл главную роль. Это руки его ассистента Феликса Ростоцкого.

А дело все в том, что у Тихонова на руках красуется татуировка «Слава», которую гримеры, несмотря на все усилия, скрыть так и не смогли.

К слову, и на общих кадрах Тихонов старается скрыть свои руки, чтобы не показывать татуировку.

«ВОЙНА И МИР»

Это самая дорогая картина, которую сняли в СССР. Бюджет ее составил 18 млн. рублей.

«Любовь и голуби»

Курортные сцены снимались в Батуми, причем далеко не в сезон. На улице было 15-16 градусов, а в воде – около 14 градусов. Актерам приходилось неспешно прогуливаться по пляжу в одних купальниках, притворяясь, что им комфортно, и даже купаться в ледянной воде.

«Девчата»

А в этом фильме, наоборот, сцены снимались в августе на лесоперерабатывающей базе, а надо было продемонстрировать жуткие северные морозы. Декораторы преобразили для этой цели нижний склад: бревна укладывали ватой, присыпали нафталином, кран для перевозки бревен мазали известью, везде рассыпали соль, пенопласт, пускали газ, чтобы было похоже на пар.

Во время съемок актеры просто парились в жарких тулупах и шапках, еще и изображая, будто им очень холодно на морозе.

«Бриллиантовая рука»

Сцену с рыбалкой, на самом деле, снимали очень долго, поэтому Анатолию Папанову пришлось провести в холодной воде несколько часов. А когда оператор испортил очередной дубль, тот в сердцах крикнул ему «Идиот!».

Хоть фраза была обращена к оператору, и не шла по сценарию, но режиссер ее оставил в фильме – настолько ему понравилась искренняя реакция актера.

«Золушка»

Совсем юных героев в фильме сыграли совсем немолодые актеры: на момент съемок Янине Жеймо (Золушке) было 38 лет, а Алексею Консовскому (Принцу) – 35.

А Фаина Раневская, сыгравшая тетушку, ради роли терпела массу неудобств. Так, она подтягивала нос с помощью проклеенного кусочка тюли, а за щеки закладывала вату, чтобы они казались надутыми.

«10 негритят»

Знаменитый Александр Абдулов, героя которого убили в самом начале фильма, так и не мог сразу узнать, кто же является убийцей, а потому весь свой съемочный день бегал от одного человека к другому, пытаясь у них выяснить, кто же всех убил.

А Алексей Золотницкий в образе убитого дворецкого Роджерса (по сюжету, его зарубили топором) сильно напугал туристов, когда перед началом съемок лежал окровавленный под дождем для усиления эффекта.

«Д’Артаньян и три мушкетёра»

Во время съемок этого легендарного фильма Борис Клюев чуть не убил Михаила Боярского. По сценарию, Д'Артаньян и Рошфор сражаются на шпагах. Но Клюев, который никогда не занимался фехтованием, не рассчитал силы и ткнул ею в Боярского. В результате, тот получил серьезную рану неба. Если бы Боярскому повезло меньше и шпага прошла глубже, то он мог погибнуть прямо на съемочной площадке.

«Броненосец Потемкин»

Эту картину 1925 года можно считать первым цветным фильмом, снятым в СССР. Однако цветным был лишь флаг на корабле, который собственноручно на пленке закрасил режиссер Сергей Эйзенштейн.

«Белое солнце пустыни»

Жен Абдуллы играли лишь 2 профессиональные актрисы, остальные были обычными девушки, привезенные из Москвы. Местные наотрез отказались сниматься в фильме. Девушки задействованы только в основных сценах. На отдаленных планах жен играли солдаты.

Множество сцен было вырезано цензурой из-за чрезмерной жестокости. Запрет коснулся даже важных или ключевых моментов, их тоже решено было вырезать.

«ДЖЕНТЛЬМЕНЫ УДАЧИ»

Идею фильма предложил сценарист Валентин Ежов, вот только отдельные моменты его задумки не приглянулись начальству. Так, вместо предложенного Валентином сотрудника милиции перевоспитанием бандитов занялся директор детского сада.

«ИРОНИЯ СУДЬБЫ, ИЛИ С ЛЕГКИМ ПАРОМ»

Многие фразы Ипполита, которые многим позже стали нарицательными, не были прописаны в сценарии. Юрий Яковлев импровизировал, произнося их, но они настолько понравились режиссеру и настолько подходили к ситуации, что их решено было оставить. И не зря! Фразы «Какая гадость, эта ваша заливная рыба» , или «О, тепленькая пошла» , знают и любят все советские люди.

Самая первая сцена, действо которой происходит в жаркой бане, снималась в подвале «Мосфильма», где было довольно прохладно. Актеры кутались в полотенца, им было очень холодно, но артисты упорно изображали жару.