Романтика 60-х: культовому советскому фильму «Девчата» исполнилось 60 лет
Абсолютные оптимисты – герои культового советского фильма «Девчата». На лесоповале в суровых условиях, когда за окном мороз за 40, они находят силы петь, танцевать и любить. На этой неделе картине исполнилось 60 лет. В первый год проката ее посмотрели 35 миллионов человек. Хотя чиновники назвали фильм ну уж слишком легкомысленным, передает «МИР 24».
В первом дубле актер Николай Рыбников, не подумав, облизал металлическую ложку и тут же к ней примерз. Эпизод снимали в настоящем леспромхозе в Пермском крае, в минус 40. Финальную сцену снимали уже в Ялте в разгар бархатного сезона. Лесную опушку запорошили бутафорским снегом.
«Там еще купались, а мы ходили в ватниках, в брюках, в свитерах», – отметил заслуженный артист РФ Алексей Крыченков.
Какого это жить в суровых условиях, сценарист Борис Бедный и сам знал. В молодости был лесозаготовщиком.
«Знал это дело на зубок. И повесть может появилась из личных воспоминаний», – рассказал киновед Алексей Тремасов.
Романтика 60–х – махнуть куда-нибудь на край света, жить в общежитии молодежного поселка с такими же увлеченными и смелыми, кого не пугает ни климат, ни тяжелая работа. А условия они сами создадут. Заполнят тумбочки кто чем. Кружевом, духами или книгами. А после работы – кино, концерты в клубе и прогулки под гармонь до полуночи. Музыку к фильму написала Александра Пахмутова.
«Песни, которые начала петь вся страна. И что особенно важно, что эти песни пели за столом. Люди выпивали по рюмке и пели про девчат и про клен», – рассказал член Правления Гильдии киноведов и кинокритиков России Давид Шнайдеров.
Тарахтела радиола «Эстония-55». По сути, музыкальный центр того времени. Можно было найти радиоволны из Москвы, Белграда, Бухареста. В клубе лесорубов на танцах запускали грампластинки с вальсом и фокстротом.
На главную роль Юрий Чулюкин утвердил Надежду Румянцеву, хотя сама она ни на что не надеялась. Ей – 31, а вчерашней студентке кулинарного училища Тосе Кислициной – 18.
«Румянцева уже была востребована как актриса. У нее были роли девчушек молодых. По сути, они определили ее будущее амплуа», – рассказал киновед Алексей Тремасов.
Румянцева продумывала для Тоси каждый взгляд и каждое движение. Как на радостях танцевать по всей комнате и как грациозно выбраться из валенок. Журналисты даже прозвали ее «Чаплин в юбке».
«В Голливуде все это выписывается. А это вот в этой головочке зрело. Мелочь, ерунда, но это все пропущено через себя», – поделилась заслуженная артистка РСФСР Людмила Гнилова.
За кадром у Румянцевой и Рыбникова отношения были сложные. Он после фильмов «Высота» и «Весна на Заречной улице» уже был суперзвездой. А Румянцева настаивала: фильм называется «Девчата», значит, главные роли – женские.
«Коля, когда начал сниматься, отнесся к этому так, ну есть и есть. А потом когда посмотрел материал понял, что немного надо было здесь вот так, а здесь вот так, и даже несколько сцен переснимали», – рассказала заслуженная артистка РСФСР Людмила Гнилова.
Натянуто Рыбников общался и со Светланой Дружининой – Анфисой. Хотел, чтобы эта роль досталась его жене. Но комиссия свой выбор уже сделала. Правда, потом все крупные планы с Дружининой вырезали, потому что слишком красивая.
Зрителей подкупила простота героев. После долгих лет идеологически выверенного кино на экране появились простые парни и девчонки с понятными переживаниями и проблемами как у всех, кто по ту сторону экрана.
«В конце 40-х – начале 50-х на первом месте были партия и народ. Здесь уже на первом плане – личность», – отметил киновед Алексей Тремасов.
Историей Тоси прониклись и за рубежом. Фильм получил диплом на Эдинбургском международном фестивале и в Каннах. В Советском Союзе премьера прошла в 62-м году 7 марта. Накануне международного женского дня. Пришли все, кроме Инны Макаровой. Обиделась на режиссера. Она играла Надю, за которой ухаживает лысоватый, но рукастый Ксан Ксаныч.
Инна Макарова строила роль так, чтобы в финале сдержанная Надя все же рассталась с Ксан Ксанычем. Хотя на руках уже орден на отдельное жилье. А перед заселением свадьба. Но она не любит. Сцену разрыва режиссер вырезал. И Ксан Ксанычу и зрителю дал надежду на то, что счастья достоин каждый.