Есть ли шанс спасти российские кинотеатры?
В соцсетях запустили флешмоб: участники покупают билеты в кино, чтобы поддержать сети. Чтобы билет не пропадал зря, его выкладывают в интернете для тех, кому он нужен больше. Представители кинотеатров, оставшихся без зарубежных релизов и едва оправившихся от пандемии, настроены пессимистично.
По итогам прошлого года в России вышло около 1800 иностранных фильмов, российских — всего около 400. Чем заменить потенциальные кассовые блокбастеры, до сих пор непонятно. Причем не только зарубежные. Из последних прокатных новостей: Sony Pictures приостановила деятельность в России и вроде бы отменила громкий релиз — фэнтези «Ампир V» по роману Пелевина. Фаворит «Кинотавра» «Капитан Волконогов» тоже «выбежал» из графика. Одновременно правообладатели заблокировали повторный прокат «Криминального чтива» Тарантино. Повторный прокат того же балабановского «Брата» вряд ли спасет ситуацию. Остается вопрос, можно ли выпустить на экраны, например, прошлогодние фильмы — как это было в снесенном несколько лет назад киноцентре «Соловей», который славился длинным прокатом. Продолжает Алексей Васясин — гендиректор Объединенной сети кинотеатров, в которую входят «Кино Окко», «Синема парк» и «Формула Кино»:
— Кинотеатры, как и весь другой бизнес, живет надеждой. Сейчас есть российский фильм один — «Хочу замуж», есть холдоверы, есть концерт BTS, который был в эти выходные. В хорошей жизни российский прокат дал 20%, и это когда нормальное количество российских фильмов, при том что сейчас все российские фильмы были сгруппированы ближе к концу года.
— Какая вообще сейчас посещаемость? В процентном соотношении насколько она сократилась?
— Я думаю, что минимум в три раза, а вообще в перспективе нескольких недель она сократится в пять раз, потому что российский прокат — это 20%, соответственно, от 100% 20% — это пятая часть.
— Как долго, вы думаете, можно продержаться вот в таком режиме?
— Не знаю. 2-3 месяца.
Кинотеатры пытаются договариваться с торговыми центрами о снижении арендной платы, экспериментируют с продолжительностью рабочего дня и открываются не в 10 утра, как обычно, а с обеда, чтобы минимизировать затраты на персонал.
РБК со ссылкой на «Бюллетень кинопрокатчика» сообщало, что общие сборы всех фильмов, вышедших в российский прокат в прошлом году, составили 40 миллиардов рублей. Это относительно немного — на прокат продолжала влиять пандемия, не все крупные релизы вышли, переехав на более поздний срок. Но восстановление было заметно невооруженным глазом. И вот — новый удар. В этом году, по прогнозам, получится в лучшем случае собрать миллиардов двадцать. Но конкретный кинотеатр — конечное звено в цепочке киноиндустрии — замечает гендиректор кинопрокатной компании TenLetters Дмитрий Можаев:
Дмитрий Можаев гендиректор кинопрокатной компании TenLetters «Для начала фильмы нужно отобрать, договориться, выкупить. Это компании-дистрибьютеры. Затем студии дубляжа, делают профессиональную озвучку актеры, технические студии сводят звук, переводят кино в разные цифровые форматы. Типографии, которые в этом также участвуют, печатают рекламную продукцию. В России 11 часовых поясов, развозом фильмокопий, рекламной продукции занимаются уже логистические компании. Рекламные маркетинговые агентства осуществляют промо, размещают анонсы фильмов. Только потом уже они попадают в кинотеатр. Также существуют компании, которые борются с пиратством. В свете этого идея об открытии, условно, «Рутрекера» выглядит сомнительно, поскольку не хотелось бы впасть в 90-е во всей красе. Нынешнее поколение — достаточно добропорядочные молодые люди, которые ценят чужой труд. Прямо или косвенно под удар попало огромное количество компаний, поставляющих длинную цепочку киноиндустрии страны».
Есть еще технический нюанс: проекторы, ксеноновые лампы, серверные и программное обеспечение к ним, запчасти — все это исключительно зарубежное. Участники рынка говорят, что есть угроза исчезновения российского проката в том виде, в котором он существовал последние 20 лет.