Войти в почту

Кино про веру в светлое будущее: «Манк», «Трамвай «Желание» и «Девушка, подающая надежды»

«Девушка, подающая надежды»,

Режиссер: Эмеральд Феннел. В главной роли: Кэри Маллиган.

«Девушка, подающая надежды» — пожалуй, самый громкий фильм про культуру согласия. Сценарий написала Эмеральд Феннел и она же стала режиссером. Более или менее массовому российскому телезрителю она больше известна по роли Камиллы Паркер Боул в сериале «Корона». «Девушка, подающая надежды» ее первая режиссерская работа в полном метре.

Это фильм о том, как прятаться, оставаясь на виду. «Я не уверена, что ты запомнил меня, Алекс. Ведь ты был так популярен», — говорит главная героиня Кассандра. Ее сыграла Кэри Маллиган и в прошлом году заработала за это свою вторую номинацию на «Оскар». Первая была в 2010 году за главную роль в «Воспитании чувств». Кассандра днем работает в небольшой кофейне, а по ночам мстит всем мужчинам подряд за свою подругу. Несколько лет назад та стала жертвой группового изнасилования в общежитии медицинского вуза, которое к тому же кто-то снял на видео и позже разослал всем студентам., Самое главное в «Девушке, подающей надежды» не сценарий, не режиссура, не актерская работа, а камера Бенджамина Кракуна. Во многих эпизодах она говорит намного громче героев фильма. Особенно, в моменты, когда стоит неподвижно, снимая жуткие сцены в неоновом свете.

Несмотря на то, что «Девушка, подающая надежды» очень нужный и полезный фильм, это всего лишь очередная фантазия на тему MeToo. Еще один пример того, как мизогиния и безразличие общества разрушают жизнь очередной девушки, подающей надежды. Но только вместо того, чтобы держать боль в себе, главная героиня решает свою проблему более радикальными методами. Феннел сохраняет ровный динамичный ритм на протяжении всего фильма, подстегивая его хлесткими, остроумными диалогами. Несмотря на мрачную тему и не самые человеколюбивые намерения главной героини, картина снята в легкой и местами даже игривой интонации, более подходящей для романтических комедий. От этого большую часть экранного времени кажется, что нас ждет хэппи-энд., «Трамвай «Желание»,

Режиссер: Элиа Казан. В главных ролях: Вивьен Ли, Марлон Брандо.

Бланш Дюбуа (Вивьен Ли) — хрупкая аристократичная женщина, живущая в романтических иллюзиях. После череды смертей близких, потери жилья и попытки забыться в чужих постелях, она приезжает в Новый Орлеан к младшей сестре Стелле (Ким Хантер), с которой не виделась десять лет. Бланш планирует переждать черную полосу и попытаться заново устроить жизнь. Но, вопреки ожиданиям, никакого покоя в доме сердобольной сестры она не находит, а наоборот встречает непримиримого врага в лице Стенли Ковальски (Марлон Брандо) — мужа Стеллы, грубого, тупого, быдловатого мужика. Их противостояние, развивающееся на фоне алкогольной зависимости Бланш и агрессии Стенли, заканчивается изнасилованием, после чего женщина окончательно теряет рассудок.

«Трамвай «Желание», снятый режиссером Элиа Казаном в начале 1950-х годов по пьесе Теннеси Уильямса, не потерял актуальности до сих пор и нашел бы свое место в мире, где про абьюзивные отношения, буллинг, биполярное расстройство и обесценивание слышно из каждого утюга. События развиваются где-то в промежутке между 1920-м и 1948 годами. Именно в это время в Новом Орлеане работала трамвайная линия «Желание». Она проходила через Французский квартал до района Байуотер. В 1948 году трамвай на этом направлении заменили на автобус., Сюжет пьесы Уильямса мог бы стать отличным сиквелом чеховского «Вишневого сада». И это было бы логично, потому что сам Уильямс неоднократно признавался, что вдохновлялся творчеством российского драматурга. «Имение продали за долги», — это первые слова, которые произносит Бланш, едва появляясь на пороге дома Стелы. Их прототипом вполне могли стать сводные сестры Варя и Аня. Помните слова Гаева: «Сад весь белый!» А вслед за ним Раневская повторяет: «Весь, весь белый». Героиня Вивьен Ли говорит, что ее имя Бланш Дюбуа в переводе с французского означает «весенний сад в цвету». Она делает отсылку к цветущему вишневому саду, обреченному на вырубку купцом Лопахиным, ставшим в произведении Уильямса прототипом грубияна Стэнли Ковальски.

Мировая слава пришла к Теннеси Уильямсу именно после театральной премьеры «Трамвая «Желание» в постановке Элиа Казана с Марлоном Брандо. Режиссер не хотел браться за экранизацию пьесы, но его уговорил сам драматург. Роль Бланш в кинопостановке предлагали Джессике Тэнди и Оливии Де Хэвиленд, но в итоге она досталась Вивьен Ли. Во-первых, она уже играла Бланш в первой лондонской постановке пьесы, режиссером которой был ее тогдашний муж Лоуренс Оливье. А во-вторых, фильмы с ее участием собирали большую кассу.

Персонаж получился далеко не положительным. Бланш, скорее, раздражает зрителя, чем заставляет сочувствовать. И это прекрасно характеризует работу, проделанную Вивьен Ли. Она подталкивает к искреннему сочувствию своей героине. К сожалению, эта роль сыграла с актрисой злую шутку — она и так страдала биполярным расстройством, а после съемок в «Трамвае «Желание» стала плохо отличать действительность от жизни ее героини., «Манк»,

Режиссер: Дэвид Финчер. В главной роли: Гари Олдман.

«Манк» Дэвида Финчера стал рекордсменом по числу номинаций на «Оскаре-2021». Всего их было десять. «Моя история — это один большой круг вроде плюшки с корицей, а не прямая линия, указывающая на ближайший выход. Невозможно рассказать всю жизнь человека за два часа. Можно лишь оставить впечатление о ней», — говорит главный герой Герман Манкевич, которого блистательно сыграл Гари Олдман.

«Манк» — это байопик гениального голливудского сценариста 1930-х годов, который не очень-то заботился о том, чтобы его имя значилось в титрах картин, над которыми он работал. Впервые он захотел этого, когда написал сценарий для «Гражданина Кейна» Орсона Уэллса — фильма, который по версии многочисленных кинематографических изданий, институтов, академий и ряда критиков считается лучшим в истории. Долгое время Манкевич был лишь соавтором сценария. Через 40 лет после выхода на картины экраны, в феврале 1971-го, в The New Yorker вышла статья штатного кинокритика журнала Полин Каел «Восхождение Кейна». В ней достаточно подробно рассказана история создания фильма «Гражданин Кейна, и главное из двух указанных в титрах мест для сценаристов в ней занимал именно Герман Манкевич, а не Орсон Уэллс, который через два месяца после публикации получит свой второй (но всего лишь почетный) «Оскар» с формулировкой «за высочайший артистизм и универсальный талант». На церемонии он не присутствовал. Манкевич к тому времени уже ушел из жизни., Можно смело сказать, что «Манк» — творческая вершина Дэвида Финчера. Он пытался снять его с самого начала карьеры в кино. То есть с начала 1990-х. Именно тогда его отец журналист и писатель Джек Финчер написал сценарий фильма, прототипом которого, возможно, сделал не только Германа Манкевича, но и добавил часть самого себя. Создание «Манка» в чем-то напоминает создание самого «Гражданина Кейна». Netflix дал Финчеру необходимые ресурсы и полный карт-бланш в творческих вопросах, как и студия RKO Pictures в свое время доверилась молодому Уэллсу. Финчер демонстративно отказывается от привычных драматургических механизмов. «Манк» рассматривает кульминационные эпизоды биографии главного героя, видимо, рассчитывая на зрительскую осведомленность. Если вы еще не смотрели фильм, обязательно почитайте хоть что-то Германе Манкевиче. Так будет проще, несмотря на то, что фильм не претендует на безусловную историческую достоверность.

В основе «Манка» лежит классическая трагедия о власти и художнике, которому каждый раз приходится идти на сделку с совестью. Неслучайно в фильме много отсылок на «Короля Лира» и «Дон Кихота». Все люди делятся на алчных до власти королей и романтичных борцов с ветряными мельницами. А иногда один превращаются в других. В этом кроется драма сценариста Германа Манкевича, который, хоть и высмеивал лицемерие системы, все-таки стал ее соучастником.