Войти в почту

Исполнилось бы 85 лет писателю Владимиру Маканину

Владимир Маканин родился 13 марта 1937 года в Орске (Оренбургская область) в семье инженера-строителя и учительницы. Математические способности у мальчика проявились раньше творческих. Еще в школе в городе-спутнике Уфы Черниковске Володя отлично решал задачки и играл в шахматы. Владимир Маканин в 1960 году окончил ведущий университет страны и 10 лет преподавал математические и технические дисциплины в высших учебных заведениях, включая Военную академию имени Дзержинского. Параллельно он учился на Высших сценарных курсах. Диплом сценариста Маканин получил в 1971 году. После этого работал уже по творческим специальностям: редактором в издательстве "Советский писатель", ведущим семинара прозы в Литературном институте имени Горького, входил в редколлегию журнала "Знамя", а главное – писал. Впрочем, первый роман Владимира Семеновича "Прямая линия" вышел еще в 1965 году. В переломном для него 1971 году увидела свет повесть "Безотцовщина". В течение следующих двадцати лет почти каждый год из печати выходили книги Маканина. Большей частью это были сборники повестей и рассказов. Маканин считался в своем поколении ("поколении сороколетних") одним из лидирующих мастеров малой прозы. Книги Маканина переводились на немецкий, французский, итальянский, испанский, английский, японский и китайский языки и печатались во многих странах мира. Периодически произведения Маканина "выходили на экран" и на театральную сцену. Так, по его ранним текстам был поставлен спектакль в МХТ им. Чехова "Река с быстрым течением". Георгий Данелия экранизировал повесть "На первом дыхании" в конце 1990-х годов. По рассказу "Кавказский пленный" был снят одноименный фильм режиссёра Алексея Учителя. Кадр из фильма "Кавказский пленный". Фото: КиноПоиск В поздние годы жизни Владимир Маканин возглавлял жюри Национальной литературной премии "Большая книга". В 2008 году он сам стал лауреатом этой награды с романом "Асан". В последние годы Владимир Семенович жил и работал в посёлке Красный под Ростовом-на-Дону. Именно там он умер в ноябре 2017 года и был погребен на сельском кладбище неподалеку. Владимир Маканин как писатель стремился к постоянному выражению "духа времени". Ему было присуще острое чувство современности и постоянный поиск героя, в котором бы ярче всего представала эпоха. Однако он был честным автором и обладал скептическим взглядом, не принимавшим лакировки действительности из каких бы то ни было благих соображений. Потому "героиней" 1980-х годов с их тотальным дефицитом и скудной культурной пищей была спекулянтка книгами Светик. А символом "новой России" в глазах писателя стал майор интендантской службы Александр Жилин, в пору Чеченской кампании продававший боевикам оружие и солярку из "закромов" российской армии. Это его имя в произношении "клиентов" дало название роману. "Асан" закономерно вызвал целую бурю в обществе, причем не только в литературных кругах. Чеченские литераторы его осудили. Молодое поколение русских авторов, прошедших Чечню, включая Захара Прилепина, тоже не одобрили, да еще и стали ловить не воевавшего писателя на противоречиях и фактических ошибках. Критик Сергея Чередниченко обозначил этот роман и сопутствующую ему шумиху как поколенческий, эстетический и этический конфликт, идущий от "лейтенантской прозы" Великой Отечественной войны, заложившей постулат, что право писать о войне имеет лишь тот, кто сам сидел в окопах. При этом критик и литературовед Евгений Ермолин считает "Асан" лучшим русским романом 2000-х годов, а рассказ "Кавказский пленный" лучшим русским рассказом "лихих девяностых". Автор этих строк также считает "Асан" наиболее ярким романом Владимира Маканина (хотя я не могу не признавать его литературную неоднозначность ). Но, как бы там ни было с эстетикой, этически и социально "Асан" был мощнейшим художественным высказыванием "нулевых". После него Владимир Семенович, к сожалению, не написал ничего сопоставимого… Впрочем, похоже, и другие авторы не сделали этого… Литературный критик Павел Басинский посвятил посмертному юбилею современного классика большую статью в "Российской газете". Басинский исследует ключевые произведения писателя разных лет и анализирует его "взаимоотношения" с обществом. Коллега приходит к такому выводу: "С прозой Маканина мы прожили полвека, и какие полвека! Когда-то, в недалеком, кстати, будущем, мы будем изучать эту сложную эпоху, не по статьям, не по Интернету, а по Маканину. Он еще к нам вернется!" . Возможно, Павел Басинский и прав.

Исполнилось бы 85 лет писателю Владимиру Маканину
© Ревизор.ru