Войти в почту

Законодатели Ямала рассказали о правовой защите сакральных мест

Организаторы круглого стола устроили для его участников полевую мини-экспедицию. Свыше четырех часов они добирались из Надыма на трэколах, машинах-вездеходах, до святилища "Святой мыс - Хэбидя сале". Его в бескрайней тундре без проводника не отыскать. И вообще, святилище сокровенное, в некотором роде потайное место. Открывается оно, согласно поверьям коренных жителей, "если духи позволят".

Законодатели Ямала рассказали о правовой защите сакральных мест
© Российская Газета

Президент Ассоциации "Ямал - потомкам!", председатель комитета Заксобрания по развитию АПК и делам КМНС Эдуард Яунгад напоминает коллегам о многовековой культовой этике, пренебрегать которой современникам, разумеется, нельзя. И, чтобы исключить случайное вторжение технократической цивилизации на святилища, занимаемые ими участки вносятся в госреестр недвижимости, единую картографическую систему ЯНАО, в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности с присвоением кадастрового номера. Эту информацию строители и недропользователи обязательно учитывают при разработке проектов. Есть специальные памятки для вахтовиков о соблюдении этических правил вблизи святилищ, о необходимости обходить их стороной - не нарушать покой духов.

Согласно данным службы государственной охраны объектов культурного наследия ЯНАО, статус объектов культурного наследия имеют 34 священных места. 25 из них включены в госреестр памятников истории и культуры народов РФ. У 9 объектов - статус вновь выявленных. Им предстоит пройти экспертизу для подтверждения историко-культурной ценности с фиксацией состояния, точного расположения, изучения связанных с ними мифов, легенд. Большинство культовых мест находится в Тазовском, Ямальском и Приуральском районах. Не исключено, что некоторые могут быть открыты для посещения организованных туристических групп. Определенный опыт есть. Так, в селе Овгорт уже десять лет реализуется проект "Священное озеро Емынглор (Балбанты)", возрождающий традицию поклонения Великому духу Уральских гор Кев урр ху акем ики (в переводе "Каменного богатыря-мужчины дядьки-старика"). Потенциальную роль святилищ в развитии внутреннего туризма при максимально тактичном отношении к ним участники круглого стола активно обсуждали.

По словам Сергея Ямкина, тема дискуссии чрезвычайно актуальна в условиях интенсивного промышленного развития региона, продвижения нефтегазовых компаний вглубь Арктики. Важно сберечь традиционные верования, самобытную этническую культуру, ее колорит в природном ландшафте.

- В высоких широтах природа очень уязвима. Наша задача - найти баланс между интенсивным индустриальным развитием и сохранением для будущих поколений экологической, традиционной культурной среды, неотъемлемая часть которой - культовые места. Они обладают сильной энергетикой, хранят память о предках, способствуют духовному восстановлению. В наших силах сберечь эти памятники, донести до широкого круга людей их историю, следуя рассказам, передающимся из поколения в поколение. Надо понимать: исчезнет какое-то святилище и уже через несколько десятков лет напоминать о нем будут только мифы. Поэтому принципиально важно охранять территорию, на котором оно расположено, - подчеркивает председатель Заксобрания ЯНАО.

Сегодня опыт законодательной защиты объектов культурного наследия Ямало-Ненецкого округа может служить примером успешной практики сохранения культурного наследия этнической самобытности народов Севера. Здесь помимо федерального действует региональный закон о государственной охране объектов культурного наследия, включая памятники истории и культуры. Причем к последним региональный законодатель отнес объекты федерального, регионального, местного значения, не только включенные в единый госреестр, но и выявленные. Сергей Ямкин заверил: появится необходимость - соответствующая правовая база будет усовершенствована. Он и его коллеги уделяют этой теме самое пристальное внимание.