Максим Иванов: «Любительский хор нужно любить, больше, чем любой другой»
В 2022 году Хор Нижегородского государственного лингвистического университета празднует свой 30-летний юбилей. В эксклюзивном интервью ИА «Время Н» художественный руководитель коллектива, лауреат международных конкурсов Максим Иванов рассказал о богатой истории хора и планах на будущее, а также о проведении Международной хоровой ассамблее и хоровом искусстве Нижегородской области в целом.
Максим Александрович, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, как образовался хор НГЛУ. Кто стоял у его истоков? Каково его предназначение? Здравствуйте! Хор был основан в 1991 году заслуженным работником культуры России Верой Игнатьевной Сладченко при непосредственном участии ректора, тогда еще Нижегородского государственного педагогического института иностранных языков, Геннадия Петровича Рябова. Важную роль в становлении коллектива сыграл и муж Веры Игнатьевны, профессор Нижегородской консерватории Георгий Павлович Муратов, который стал на многие годы наставником и бессменным аранжировщиком уникальных обработок песен на разных языках, включая и самые экзотические для Хора лингвистов Нижнего Новгорода. Конечно, сейчас, когда думаешь о том, что хор был основан именно в то время, когда в нашей стране происходили глобальные изменения, и, казалось бы, всем тогда было явно не до искусства, поражаешься упорству людей, которые стояли у истоков зарождения нашего коллектива. Изначально он был создан как студенческое творческое объединение и выполнял функции воспитательной работы со студентами. Было время, когда он был и учебной дисциплиной по выбору с оценкой в зачетной ведомости. Начиная с 2001 года, коллектив стал активно путешествовать и ежегодно выезжать за рубеж, представляя нижегородскую и российскую хоровую культуру на фестивалях и конкурсах в европейских странах. В последние годы коллектив стал совершать гастрольные туры с полноценными концертными программами по городам России и мира, участвовать в основных знаковых мероприятиях Нижнего Новгорода. Но при всем разнообразии задач, которые стояли перед Хором НГЛУ, главной отличительной особенностью коллектива неизменно оставалось пение на разных языках мира. И, на мой взгляд, самым ценным всегда являлось глубокое погружение в культуру той или иной страны самими певцами и трансляция идей единства культур, согласия между различными этносами, дружбы и мира на планете посредством музыки и творчества.
Вы руководите хором НГЛУ уже шесть лет. Что изменилось в коллективе под вашим управлением? Какие особенности в работе именно с любительским хором? Главное, о чем я всегда говорю — никогда нельзя ломать сложившиеся традиции, поэтому каких-то глобальных изменений в коллективе, как мне кажется, не произошло. Важным является то, что мы сохранили семейную атмосферу, которая была заложена основателями коллектива. Каждый артист всегда знает, что есть место на земле, где его любят и всегда обязательно поддержат. Хор НГЛУ продолжил свой курс по взаимодействию с университетом и неизменно остается верным помощником руководства вуза во всех ключевых событиях. При этом, зачастую, хор, имеющий статус любительского, не просто продолжил выезжать на фестивали, но и все чаще начал давать полноценные сольные выездные концерты по городам России. Постепенно, мы стали меньше участвовать в конкурсах, так как поняли, что значительно важнее — не соревноваться, а дружить. За последние пять лет мы посетили Варшаву, Рим, Флоренцию, Венецию, Прагу, Стокгольм, Ригу, Минск, Москву, Санкт-Петербург, Казань, Владимир, Ярославль, Череповец, Великий Новгород, Киров, Смоленск, Ржев и другие города. В среднем, Хор НГЛУ стал давать свыше 30−40 концертных выступлений за год, что, безусловно, является огромным показателем не только для любительских, но и для многих профессиональных студенческих коллективов. Коллектив изменился и эстетически, но это лишь веяние времени. Он стал просто немного современнее. Наш репертуар пополнился популярной музыкой, аранжировками национальных песен современных авторов, авангардной музыкой композиторов XXI века. Хор стал более разностильным и начал участвовать в совместных проектах самых разных направлений. Сегодня, например, мы поем Гимн России на Финале Кубка России по футболу, завтра можем спеть популярный хит на фестивале школьников со всей России, а послезавтра исполнить с оркестром Кантату «Александр Невский» Сергея Прокофьева. И я считаю, что подобное разнообразие задач, техническая готовность к решению практически любых творческих идей — это уже давно необходимая составляющая умений и навыков любого успешного современного хорового коллектива. Если же говорить об особенностях работы с любительским хором, то тут я, пожалуй, позволю себе быть тавтологичным: «любительский хор нужно любить, больше, чем любой другой хор» — это единственное, на чем он может держаться. В любом так называемом самодеятельном коллективе всегда много ребят, которые не имеют музыкального образования, и занимаются пением на уровне хобби. Разумеется, у них не так много времени для занятия музыкой, как у студентов музыкальных колледжей или консерваторий, это не позволяет быстро выучить репертуар, как хотелось бы, часто не дает возможности посещения всех репетиций каждым певцом. Нередко случается так, что полный состав хора собирается только непосредственно на самом концерте, что немыслимо ни в одном профессиональном коллективе. Но у нас в хоре есть один девиз: «А — весело, Б — решаемо», и пока что он нас еще никогда не подводил! Сколько всего человек в хоре? Каковы критерии при отборе в коллектив? Ежегодный общий состав хора свыше 70 человек, но это то количество, которое фактически никогда не выходит на сцену одновременно. Есть ребята, которые только пришли в хор, и они первое время поют на внутривузовских мероприятиях, а есть «матерые старожилы», которые принимают участие на более серьезных мероприятиях. Мы, как правило, понимаем занятость наших ребят и смиряемся с тем, что не всегда они могут петь на всех концертах, поэтому на наших выступлениях обычно видят примерно от 30 до 60 человек, в зависимости от ситуации. Радует тот факт, что с каждым годом появляется все больше и больше ребят, которые стремятся петь вместе с нами. Каждый сентябрь мы проводим новый набор в коллектив, и если раньше к нам приходило по 7−15 человек в год, то теперь приходится каждый год выбирать около 20 ребят из 90 желающих. Критерии очень просты: горящие глаза, умение интонировать, наличие природного тембра голоса — всему остальному, как оказывается можно быстро научиться. Репертуар хора очень разнообразный, как вы собираете такой материал? Каждое новое сочинение — это отдельная история. Иногда это услышанное где-то на фестивале произведение, исполненное другим хором, иногда какие-то идеи подают сами артисты хора, иногда песня, вошедшая в репертуар по инициативе организаторов мероприятий, в которых мы принимали участие по их приглашению. В последнее время появились композиторы, которые пишут аранжировки специально для нашего коллектива, так, например, замечательный музыкант, нижегородец Михаил Маясов и кировчанин Евгений Пунгер. Коллектив постоянно выступает на разных площадках России и мира. Как обстоят с этим дела во время пандемии коронавируса и введенными в отношении нашей страны санкциями? Какие гастрольные планы коллектива на этот творческий год? Да, пожалуй, в истории хора не было более ужасного времени, нежели начало пандемии в 2020 году. Тогда мы планировали поездку в Прагу, и как только успели купить билеты на самолет, случилась пандемия. С этого момента мы пока не имеем возможности выехать за границу, но зато, несмотря ни на какие сложности, осуществили значительно большее количество поездок по городам России и Нижегородской области, в которых еще никогда не бывали. Так, за тяжелый для всех 2021 год мы побывали сразу в девяти городах: в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде, Владимире, Смоленске, Ржеве, Городце, Дзержинске, Арзамасе, Семенове. И на самом деле, мне кажется, что в этих сложных условиях мы стали как-то ближе друг к другу, и нам стало не столь важно летим мы на самолете в Париж, Барселону или Берлин, плывем на пароме из Риги в Стокгольм, или едем на автобусе по дорогам России. Мы по-особенному стали ощущать, что нам не важно в какой части земного шара находится Хор НГЛУ, для нас значительно важнее стало то, что мы вместе. И я никогда не забуду искренней поддержки ребят в марте 2020 года, когда нельзя было репетировать и встречаться, и первую репетицию в августе 2020 года, когда мы все словно ожили заново. И здорово, что с этой репетиции мы больше никогда не уходили в дистант, всегда были вместе и боролись друг за друга. Более того, в марте 2021 года, когда еще было далеко не все разрешено, мы провели первый крупный фестиваль в мире после жесткого локдауна — Международную хоровую ассамблею «Coro di Linguisti». Тогда к нам в гости приехали 25 хоров из разных городов — всего свыше 800 человек, что было просто немыслимо на тот момент. Провести Ассамблею было крайне сложно в условиях ограничений, но мы справились. Зато теперь мы однозначно стали сильнее, и я уверен, что сможем решить любые сложности, если мы вместе. А сейчас мы уже готовим гастрольный тур в новые города России. В конце апреля хор выступит в Астрахани, Волгограде и Элисте. Ну, и, конечно же, мы с нетерпением ждем спокойствия в мире и распахнутых друг к другу сердец людей всей планеты, чтобы мы вновь могли петь на русском и чешском в Праге, на французском — в Париже, на немецком — в Мюнхене. Я уверен, что рано или поздно это вновь случится, потому что все сложности обязательно проходят, и они всегда дают возможность по-новому посмотреть на самих себя, стать лучше и сильнее. Если бы предложили на выбор для выступления любое место в мире, где бы хотели спеть? Очень сложно. Мне хорошо там, где комфортно Хору НГЛУ, поэтому тут я бы скорее спросил ребят. Но, если уж фантазировать о невозможном, то я бы представил себе одновременный тур по всем городам, из которых приехали наши студенты. Это было бы просто невообразимое путешествие, где нас бы встречали родственники и друзья артистов Хора НГЛУ — наша большая общая семья. Я даже сам не могу представить, сколько добра и любви вылилось бы на каждого певца в таком путешествии.
В конце марта в нижегородском ТЮЗе состоится праздничный концерт «Сквозь миры и пространства» по случаю 30-летия коллектива. Что будет в программе? Какие сюрпризы хор готовит своим слушателям? Как всегда музыкальное путешествие, что особенно актуально в наши дни. В этот раз мы решили, что всем нам нужно объединяться, что все мы соскучились по сближению друг с другом, поэтому вместе с нами выступят танцевальные и хоровые коллективы: Ансамбль отделения «Хореографическое творчество» НМУ им. М.А. Балакирева, группа чирлидеров НГЛУ «FLUNNINGO», Детский хор «Жаворонок», сюрпризами станут выступления хора вместе с исполнителями на виолончели, бас-гитаре, флейте. Украсят наш концерт восточные танцы и даже художественная гимнастика. Поговорим о Международной хоровой ассамблее. Планируется ли в этом году ее проведение? Будет ли хор принимать участие в каких-нибудь интересных проектах? Да, мы планируем проведение Ассамблеи в октябре 2022 года. Пока решаем массу организационных вопросов, и, надеюсь, что к маю-июню дадим точную информацию. Возможно, что мы несколько трансформируем наш фестиваль в этом году и в гости к нам смогут приехать еще больше участников, и, кстати, не только хоров. Но пока об этом говорить рано, так как планировать в наше время что-то серьезное и грандиозное стало довольно трудно, поэтому подробности мы лучше расскажем тогда, когда точно во всем будем уверены. Интересных проектов впереди тоже будет много. Это и поездки, и участие в перформансах, фестивалях, совсем скоро будем петь, например, в новом планетарии в парке «Швейцария». Тут скорее лучше сказать: «Следите за нашими новостями в социальных сетях — там что ни неделя, то новое событие». Нижний Новгород приобретает неформальный статус «Хоровая столица России». Как в целом сейчас развивается хоровое движение на нижегородской земле? Я бы сказал, что Нижний Новгород исторически был центром хорового искусства, и, прежде всего, благодаря деятельности таких столпов хорового искусства? как Лев Сивухин, Георгий Муратов, Владимир Изюменко и многих других. В Нижнем Новгороде проходили такие грандиозные события, которые не имели аналогов в России. Чего стоит только один фестиваль «Нижегородские соловушки», который собирал во Дворце спорта сводные хоры по три-четыре тысячи певцов, или сводные хоры по пять-шесть тысяч человек под руководством Льва Сивухина на Чкаловской лестнице. Все это, к сожалению, исчезло, а все попытки воссоздать эти мероприятия уже многие годы не приносят результатов. Тем не менее, и в наше время в Нижнем Новгороде проходят действительно грандиозные события: студенческий фестиваль «Молодые голоса», который уже многие годы проводит замечательный человек и настоящий профессионал своего дела, дирижер выдающегося хора Нижнего Новгорода Хора ННГУ им. Н.И. Лобачевского Лариса Ерыкалова; Всероссийский фестиваль им. Л.К. Сивухина, бессменным художественным руководителем которого является президент ННГК им. М.И. Глинки Эдуард Борисович Фертельмейстер; Рождественский и Пасхальный фестивали, проводимые художественным руководителем Муниципального камерного хора «Нижний Новгород» Иваном Стольниковым; Всероссийский фестиваль «Звонкие голоса» Нижегородского музыкального училища им. М.А. Балакирева под председательством его директора Игоря Владимировича Кораллова. Все эти события собирают огромное количество лучших хоров России и мира, благодаря чему жители нашего города имеют возможность знакомиться с самыми разными хорами мирового профессионального уровня. Ну, и, конечно же, я радуюсь тому, что и мы с Хором НГЛУ имеем возможность продолжать богатые хоровые традиции Нижегородской области благодаря нашей Международной хоровой ассамблее и ряду других проектов НГЛУ, который, несмотря на далекую от музыки направленность своей деятельности, находит возможности поддерживать инициативы по развитию творчества в нашем регионе на самом высоком уровне. Уверен, что совместными усилиями, благодаря нашей дружбе и солидарности, мы сможем не только поддерживать статус «Хоровой столицы России», но и преумножать наши возможности, достигать все новых и новых высот! Известно, что в нынешней ситуации Россию начали изгонять из пространства всемирной культуры, отменяя концерты наших музыкантов, переставая организовывать выставки российских художников и прочее. Если представить такую ситуацию, что Запад полностью «запретит» русскую культуру, сможет ли он выжить без нее? Я понимаю, о чем вы говорите, и не хочу рассуждать о неприятных вещах, ведь мы говорим о прекрасном — о хоровом искусстве, которое всегда не имеет границ и не имеет само в себе никакой идеи разобщенности. Скажу лишь, что ваш вопрос звучит, примерно, как: «Сможет ли почка прожить без печени?». Культура — это не локальное явление, имеющее территорию. Культура — это единый взаиморазвивающийся организм. Любая постановка «запрета» какой-либо национальной культуры во времени или пространстве — нелепа сама по себе. Ну, вы только представьте себе, что, например, «запретили» африканскую культуру, или культуру древних инков, или культуру Древней Греции. И что делать с этим запретом? Можем мы представить себе такую ситуацию? Ну, было… В Средневековье номинально запрещали культуру Древней Греции, но разве культура того же самого Средневековья обходилась без достижений Античности, разве культура Античности исчезла из цивилизационного процесса? Тут я могу только задавать вопросы, а ответы, по-моему, очевидны. То, что кто-то не может куда-то поехать — да, обидно, да, такое время, но это вопрос не культуры, это вопрос передвижения, передачи информации или чего-то другого. На мой взгляд, в очередной раз именно культура как явление способна что-то изменить, и тут я говорю не об искусстве, а о самых простых вещах: «о культуре общения», «культуре жизни», «культуре отношения человека к человеку», «культуре понимания иного мнения». А откуда берутся все эти простые житейские «культуры»? Только из одного — из опыта прошлых поколений, который передан нам в виде искусства. Что делать, когда грустно? Я вам отвечу: «Творить! Иного инструмента нет, и никогда не придумают».
Возрастное ограничение: 6+.