Александр Пашутин: «Актёр сегодня должен выбирать: либо Родина, либо квартира в Майами»
По фильмографии народного артиста России Александра Пашутина можно изучать историю отечественного кинематографа. В ней более 200 ролей в таких знаковых фильмах, как «Хождение по мукам», «Следствие ведут ЗнаТоКи», «Парад планет», «Гардемарины, вперёд!», «Анкор, ещё анкор», «На безымянной высоте» и множестве других. Сильный, смелый и решительный, он блестяще выступал в шоу «Последний герой», «Танцы со звёздами», «Жестокие игры», «Форт Боярд» и «Старперцы», доказав, что 70 плюс – это возраст силы. И сейчас, в свои 79 лет, Александр Сергеевич активно снимается в кино, играет в театральных постановках, занимается спортом и преподаёт театральное мастерство в Академии имени Кобзона. В перерыве между лекциями мы и побеседовали со знаменитым артистом на самые актуальные темы. Время истины – Александр Сергеевич, сегодня актёры ежедневно выступают с разными заявлениями, которые вызывают весьма неоднозначную реакцию у людей. Должны ли деятели культуры влиять на общественное мнение? – Да, если это не противоречит безопасности Родины, особенно сейчас, когда идёт противостояние между нами и всем остальным миром. Для меня то, что происходит сейчас, – продолжение Великой Отечественной войны. Нацисты – пособники Гитлера, только они немного изменились. И сегодня мы должны объединиться вокруг нашего верховного главнокомандующего. Профессорско-преподавательский состав нашего института первый, как только 24 февраля началась спецоперация на Украине, написал обращение и телеграмму президенту в поддержку его решения. И от администрации президента нам пришёл ответ: «Спасибо, это очень важно для президента в сегодняшней ситуации». Мы вывесили это на наш сайт, и остальные вузы нас поддержали. В фильме «Мы из Кронштадта» есть персонаж, который постоянно меняет погоны – то на белые, то на красные. Закапывает их в песок. И у нас сейчас такая интеллигенция. Она получает звания народных, а потом идёт против своей страны. А сама не понимает, что творилось всё это время в Донецке и Луганске. Я могу вам целую лекцию про это прочесть.– Сейчас всё чаще вспоминают легендарную фразу Данилы Багрова из фильма «Брат‑2» – «сила в правде». А где её искать, правду? – Поверьте, вскоре мы всё узнаем. Только не слушайте тех, кто бежит, наших певцов, которые получали хорошие деньги, хотя уровень их далеко не так высок, как они хотят представить. Я участвовал в концертах многих из них и видел, как они бьются за то, кто первый выйдет и кто последний. Их же кроме денег ничего не волнует! Я понимаю, что у многих в Майями квартиры, и они за них трясутся. Сейчас настало время истины, когда надо выбирать – либо Родина, либо квартира в Майами. Я – ребёнок войны, родился в 1943 году, учился в Воронежском Суворовском училище. И азы политинформации знаю с 11 лет. Нам всегда говорили: думайте! Фронтовики нас учили анализировать ситуацию. А сейчас молодёжь сидит дома, играет в игры и смотрит ролики в ТикТоке. Как в таких условиях научиться критически мыслить? И наше поколение, опалённое войной, должно передать это критическое мышление молодым. Иначе нас растопчут. Американцы понимают только силу. В их генах главное – кольт. Если ты имеешь кольт, то ты прав. А у нас другая психология. И всё это я стараюсь донести до наших студентов. – Вы рассуждаете как настоящий военный – вот что значит Суворовское училище! Наверное, только такие люди и могут создавать правдивые фильмы о войне. Вам довелось сыграть военных всех званий – от солдата до маршала. И все они были настоящими. А сегодня многие военные фильмы знающим людям смешно смотреть: то погоны не те, то ордена не там… – Раньше в каждом фильме был специальный военный консультант, который всё контролировал и не допускал ошибок. Сейчас почти ни в одном фильме этого нет. Вот и показывают разную чушь. Вы посмотрите, как одеты герои, как обращаются друг к другу… А консультанты показывали, как носить форму, как приветствовать старшего по званию, как должны быть прикреплены ордена. А сейчас бог знает что! Но хорошо уже то, что сегодня стали вновь снимать военные фильмы, исторические и по русской классике. Возвращение началось, когда вышли наши «На безымянной высоте» и «Смерть шпионам». Я горжусь этим сериалом. Важные вехи – А какой из ваших 200 фильмов стал для вас самым важным? – «Премия» – с этой роли меня заметили, стали приглашать сниматься. Я пришёл в картину, где играли Евгений Леонов, Армен Джигарханян, Михаил Глузский, Владимир Самойлов, Светлана Крючкова, Олег Янковский, другие звёзды. Меня тогда никто не знал. Другой ключевой своей ролью я считаю «Парад планет» Вадима Абдрашитова. Ещё одна важная для меня роль – в «Трёх сёстрах» Юрия Грымова. Я очень люблю эту картину и очень много могу о ней говорить. Очень правильно Грымов поступил, изменив возраст героинь. Когда Чехов писал, у него девочки говорили: «Мне 25, а в 28 жизнь прожита». Сегодня это смешно. Некоторые только в 30 жить начинают. А у вас в Нижнем, когда он был ещё Горьким, мы снимали сериал «Хождение по мукам». Это был 1974 год, и эти съёмки на Волге я хорошо помню. И очень рад, что в вашем городе есть учебное заведение, которое носит имя моего старшего товарища, с которым я много снимался, – Евгения Евстигнеева. Инициатором назвать ваше училище в его честь был Саша Панкратов, и я рад, что всё получилось. Евстигнеев – величайший актёр. Во многом количество моих ролей в кино – это везение. Александр Пашутин – Вы работали практически со всеми легендами нашего кино и театра. Вы ведь знали и Фаину Раневскую в жизни? – Однажды я даже побывал у неё дома. Сергей Юрский, с которым мы снимались вместе, пригласил меня заехать к Фаине Георгиевне. Когда мы приехали, она себя плохо чувствовала, дверь в квартиру была открыта. Чтобы она не закрылась, Фаина Георгиевна поставила бронзовую индийскую вазу. Сергей Юрьевич от входа сказал: «Фаина Георгиевна, здравствуйте, это Серёжа Юрский, я пришёл с актёром Сашей Пашутиным…». Она сказала со своей неподражаемой интонацией: «Мне знакома эта фамилия!..». Мы с ней долго беседовали. Она была разная – в быту одна, на сцене – другая… А её речь и афоризмы просто поразительны. И это – образец искусства. – Почему театры сегодня захлестнула череда непонятных уходов, приходов, громких скандалов и назначений? – Причина, на мой взгляд, в отсутствии хороших режиссёров. Нет сегодня таких мощных, как Гончаров, Товстоногов, Эфрос. Это и порождает все эти ситуации. Происходит чехарда. Думаю, что это временно. Театральный пленник – Возможно, всё изменится, когда в театр придёт новое поколение молодёжи. Почему вы решились преподавать театральное искусство? – Сначала мне предложили провести мастер-класс. Я провёл, показал фрагменты из картин, почитал студентам, рассказал о театре. А потом мне предложили набрать курс, с тех пор и работаю, уже второй поток ребят. Со мной моя команда – Мария Аниканова, Владимир Демидов, Анастасия Зимина. Но я всех студентов отговариваю, объясняю, что актёр – тяжёлая профессия. Я учился в школе-студии МХАТ, и даже тогда всё было непросто. Мало кто с курса остался в профессии. Судьба сложилась у Гарика Леонтьева во МХАТе, Гарри Бардина и меня.– Сейчас театры стали более жестоки к молодым актёрам? – Нет, но сейчас очень много вузов стало готовить артистов. В наше время это были Щукинское, Щепкинское училища, МХАТ и ГИТИС, а сейчас… Хотя и театров стало гораздо больше. Конечно, в такой ситуации успех – дело случая. – В одном из недавних ваших интервью вы вообще сравнили театр с зоной… – Когда я работал в театре, чувствовал себя пленником. Театр существует по законам зоны, где есть надзиратели – руководство и заключённые – артисты. Много подлости, зависти, подстав. Чтобы выжить, необходимо находиться в группировке. Как-то мне сказали, что моя роль была выстроена интереснее, чем главный персонаж, а это плохо. Режиссёр Дмитрий Месхиев назвал меня «человеком с независимым взглядом». Да, я – независимый человек и не хочу быть ни в какой зоне. И я ушёл из театра. Но в идеале актёр должен работать и в кино, и в театре. Театр даёт творчество, а кино – не всегда. Но в кино платят в разы больше. Но я убеждён, что везде надо работать хорошо и талантливо.