Войти в почту

Саспенс — один из самых эффективных способов вовлечь читателя или зрителя в происходящее в книге или на экране. Именно этому эффекту обязаны своей популярностью жанры детектива и триллера. Рассказываем, как создается эффект саспенса и где он используется.

Что такое саспенс

Слово suspense переводится с английского как «неизвестность», «неопределенность». Это прием, который используется в фильмах, видеоиграх или художественной литературе. Он создает атмосферу нарастающего тревожного ожидания, напряжения: вот-вот произойдет что-то ужасное, но что — пока неясно. Таким образом зритель или читатель оказывается полностью вовлечен в сюжет. Ему хочется узнать, что случится дальше, — оторваться от экрана или страницы просто невозможно.

Саспенс как прием стал широко известен благодаря фильмам Альфреда Хичкока, однако фактически использовался и до этого. Даже «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», один из первых в мире фильмов, снятый в 1896 году братьями Люмьер, держал зрителей в том самом напряжении. Им казалось, что поезд вот-вот въедет прямо в зал.

Выделяют следующие виды саспенса:

Открытый. Зритель или читатель знает, что произойдет с героем.Закрытый. Ни герой, ни зритель (читатель) не знают, что должно произойти.

Саспенс в кинематографе

Ощущение саспенса в фильмах создается, как правило, с использованием нескольких приемов:

Звуки и освещение. Тусклый свет, акцент на каком-нибудь ритмичном звуке (например, тиканье часов) или жутковатая, вызывающая тревогу мелодия — и вот зритель уже напряженно ждет, что случится дальше.Акцент на эмоциях персонажа, например страхе или тревоге.Оттягивание события, которое должно произойти. Хичкок эффективно использовал этот прием в фильме «Саботаж». Мальчик перевозит бомбу, которая должна взорваться в 13:45. Зритель об этом знает, а вот сам герой — нет. Он практически не торопится и не чувствует угрозы.Композиция кадра. Например, если часть кадра остается пустой, это вызывает ощущение тревоги: здесь явно чего-то не хватает, что-то не так.Детали и символы. Это могут быть особые цвета в декорациях, странности в поведении героев, образы, повторяющиеся от кадра к кадру. Или вещи, которые находятся там, где им явно не место — например, детские игрушки на кладбище.

Что посмотреть?

Саспенс — прием, на котором построены целые жанры кино: детективы, триллеры и хорроры. Кроме фильмов Хичкока, можно вспомнить, например, творчество Педро Альмодовара («Кожа, в которой я живу»), Стэнли Кубрика («Сияние», «С широко закрытыми глазами») или Дэвида Линча — от «Головы-ластика» до последнего сезона «Твин Пикс».

Саспенс в видеоиграх

С точки зрения композиции, саундтрека, деталей и декораций саспенс здесь создается так же, как и в кинематографе. Однако есть и некоторые отличия, которые позволяют усилить этот эффект. Они связаны в первую очередь с тем, что игрок в некоторой степени отождествляет себя со своим персонажем, а потому более эмоционально реагирует на происходящее. Кроме того, в играх обычно используется закрытый саспенс — ни игрок, ни его персонаж не знают, что должно произойти.

Как это работает? Например, можно сделать игру более напряженной, если в случае смерти персонажа исчезнет весь достигнутый прогресс. Или убрать показатели здоровья и других характеристик — игрок сможет оценивать состояние персонажа только по косвенным признакам, например количеству ранений.

Пожалуй, самый очевидный способ — использовать эффект неожиданности. Допустим, игрок попадает в некую жуткую локацию, где в любой момент на него могут напасть. Он оказывается в состоянии тревоги и напряжения. Важно не переборщить с этим, иначе игрок привыкнет к постоянному ожиданию угрозы и весь эффект саспенса исчезнет.

Во что поиграть?

Лучше всего саспенс работает в хоррор-играх. Например, в серии Silent Hill — она по праву считается классикой жанра. Можно также вспомнить серию Resident Evil, последнюю часть которой называли лучшей хоррор-игрой 2021 года. Или Outlast — игру о психиатрической больнице, в которой ставят опыты на пациентах.

Саспенс в литературе

В художественной литературе эффект саспенса создается немного иначе, чем в кино и играх. Он работает прежде всего за счет сюжета и деталей. Можно, например, поставить героя в ситуацию ограниченного времени — когда ему нужно сделать что-то важное за очень короткий срок. Или заканчивать главы, как говорится, на самом интересном месте, оставляя читателя в напряжении. Эти приемы позволяют поддерживать ощущение саспенса на длинной дистанции. Кроме того, нелишним будет подсказывать читателю, что может произойти, но так, чтобы он мог только догадываться об этом, а не решить, будто все уже знает.

Что почитать?

Многие писатели используют саспенс, чтобы подготовить читателя к кульминации. Но, как и в кино, детективы, триллеры и хорроры в литературе целиком построены на этом эффекте. Яркие примеры — творчество Стивена Кинга, Говарда Филлипса Лавкрафта или Дина Кунца. И, конечно, классика детективного жанра — романы Агаты Кристи или Рекса Стаута.