Любить по-русски: вечер памяти Евгения Матвеева в честь 100-летнего юбилея
Есть люди, по которым с первого взгляда понятно: это большой человек. Именно таким был Евгений Матвеев. Потому и роли ему доставались соответствующие: Макар Нагульнов в «Поднятой целине», начальник строительства ГЭС в «Сибирячке», директор завода в «Укрощении огня» и «Особо важном задании», генерал, командующий корпусом в фильме «Высокое звание», председатель колхоза в легендарной картине «Любовь земная». Несколько раз сыграл Леонида Брежнева, на которого и внешне был очень похож… Но все-таки больше всего его помнят по трилогии «Любить по-русски», где он выступил еще и как режиссер. О выдающемся артисте и человеке большой души вспоминали те, кому посчастливилось с ним общаться, на вечере памяти честь 100-летия со дня рождения поистине народного артиста под названием «Высокое звание – Евгений Матвеев», который прошел в Центральном Доме кино.
«Неистовый Матвеев»
Творческий вечер к 100-летию Евгения Матвеева прошел в камерной обстановке. Здесь собрались только самые преданные поклонники артиста, его друзья, коллеги и те, с кем он работал, кто захотел поделиться воспоминаниями об этом выдающемся человеке. Пришедшие зрители увидели кадры из фильмов и фрагменты телеинтервью с Евгением Семеновичем. Интересные факты из биографии и творческой жизни мастера рассказал собравшимся ведущий вечера актер Иван Шабалтас. Немало добрых слов сказали все, кто пришел вспомнить мастера.
«Неистовый Матвеев», - так называли его коллеги. Он часто спорил, отстаивал свое мнение, иногда ошибался, но всегда оставался самим собой.
– Евгений Матвеев был глыбой - как актер и личность, как человек, который всегда оставался добрым и внимательным к простым людям, - сказал актер и режиссер Евгений Герасимов.
Со сцены прозвучало много песен и стихотворений. Так, Александр Михайлов исполнил песню «Черный ворон» и прочел стихотворение Николая Рубцова «Русский огонек». Аристарх Ливанов под гитару спел романс «Выхожу один я на дорогу», который любил Евгений Матвеев. В вечере приняли участие Александр Пашутин, Людмила Зайцева и другие артисты.
- В нем была энергия страстного отношения к жизни и к искусству, - вспоминает народная артистка Людмила Зайцева. - Он никогда не был карьеристом - он был просто великий русский человек. Актеров хороших много, но таких вот родных - мало. Он был родной своей стране, родной своему зрителю и мог повести за собой людей. Это было явление в нашей жизни, в нашем искусстве и в нашей стране.
В этот вечер поднялись на сцену и два внука юбиляра - Евгений Матвеев-младший, названный в честь деда, и Алексей Матвеев. К сожалению, дочь Евгения Семеновича Светлана на вечере по состоянию здоровья присутствовать не смогла.
Путь актера
Судьба Евгения Матвеева удивительна: уже с девяти лет маленький Женя начал трудиться и выполнять различные работы в поле, торговал арбузами на дороге и делал многое другое. А на деньги, которые он смог заработать, купил балалайку и исполнял на ней частушки собственного сочинения (некоторые из них спустя много лет прозвучали в его фильме).
Уже потом будут студия Херсонского городского театра, курсы Александра Довженко в Киеве и школа актеров при Киевской киностудии. Но школу Матвеев закончить не смог – началась война. Евгений просился добровольцем на фронт, но был направлен в 1-е Тюменское училище, где после учебы его оставили преподавать. Он писал рапорты, чтобы его отправили сражаться с фашистами, но попасть на фронте ему так и не удалось. В училище он руководил художественной самодеятельностью, играл в спектаклях, писал сценарии и занимался другой творческой деятельностью. После окончания войны командование предлагало ему продолжить карьеру военного, но желание стать актером было сильнее. Евгений Матвеев переехал в Москву, служил в Малом театре, в 33 года дебютировал в кино в фильме «Доброе утро». А большую популярность и любовь зрителей ему принес фильм режиссера Михаила Ершова «Родная кровь». Тогда эта кинолента стала лидером советского проката.
Искусство требует жертв
Одним из самых знаковых фильмов в биографии Евгения Матвеева была кинолента «Любить по-русски». Точнее, это была трилогия. Евгений Семёнович был и режиссером фильма, и исполнил главную роль - бывшего партийного функционера, ветерана Великой Отечественной войны Валерьяна Мухина, решившего порвать с прошлым, переехать в деревню и стать фермером. Деньги на вторую часть были собраны в ходе народной акции – так полюбился зрителям первый фильм.
Присутствующий на вечере памяти Никита Джигурда не мог не вспомнить об этих съемках. Он сыграл одну из главных ролей в этой картине. А попал он на съемки совершенно случайно, когда познакомился с Евгением Матвеевым на записи одной из телевизионных передач. Матвеев настолько впечатлился ярким и самобытным артистом, что тут же пригласил его на следующий день на пробы, которые Джигурда успешно прошел. Кстати, на съемках Никите пришлось пойти на некоторую хитрость. По сценарию его герой лихо разъезжает на мотоцикле, а на деле сам актер не очень-то умел обращаться с этим видом транспорта.
- Когда Евгений Матвеев меня спросил: «Как чувствуешь себя за рулем мотоцикла?» - я ответил: «Как бог!», - вспоминает Джигурда. – А сам до этого момента никогда в жизни на мотоцикле не ездил - велосипед и мопед, конечно, не в счет. За руль я сел уже в первый съемочный день. Подошел к хозяину мотоцикла и попросил его показать, как управлять этой машиной. Он был в шоке от этого. И вот - наша сцена с Ларисой Удовиченко. Мой герой говорит ей: «Давай, прокачу! Садись сзади». Она садится, я завожу мотоцикл и впервые в жизни еду. Еле в поворот вписался!.. Евгений Матвеев о том, что я не такой уж ас вождения мотоцикла, узнал уже значительно позже. Ругался сильно, кричал, что я мог разбиться. А потом вспомнил, что на съемках одного из фильмов тоже пошел на обман, сказав, что умеет скакать на лошади - в результате повредил себе позвоночник и два года пролежал в гипсе…
Завещание мастера
За несколько лет до своего ухода Евгений Матвеев написал книгу воспоминаний, которую назвал «Судьба по‑русски». Она увидела свет в 2000 году, и в ней артист очень честно и подробно рассказал о своей жизни. В последних главах он рассуждает о том, что же это такое - любить по-русски.
«Любить по-русски — это уметь не просто терпеть (чего-чего, а на Руси этого в избытке), но и находить выход из, казалось бы, безнадежных ситуаций. Любить по-русски — это уметь жалеть… И в этой любви — вся Россия, ее люди, ее душа… И ее судьба — трудная, прекрасная, горькая, странная, интересная и… непредсказуемая. Как и ее народ… Это и моя судьба…»
Яна Невская, фото Дмитрия Ткаченко