«Нужна здоровая госцензура». BadComedian и Бортко оценили решение Госдумы о госфинансировании кинодебютов
Госдума в третьем чтении одобрила решение о государственной поддержке кинодебютов. Сейчас госфинансирование не может превышать 70% от общего бюджета фильма, но теперь для начинающих режиссёров оно может достигнуть 100%. «Секрет фирмы» обратился к видеоблогеру BadComedian (Евгению Баженову) и кинорежиссёру Владимиру Бортко с просьбой оценить решение. Нижняя палата парламента приняла закон о возможности полного госфинансирования художественных, анимационных и документальных фильмов, если для автора это дебют в кино. В пояснительной записке отмечается, что сейчас закон предусматривает, что госфинансирование производства отечественной картины не может превышать 70% сметной стоимости её производства. В правительстве отметили, что благодаря новому закону увеличится количество дебютных российских фильмов, расширится спектр освещаемых режиссёрами-документалистами проблем, а также появится стимул для «художественного разнообразия и авторской техники производства уникальных анимационных фильмов». Госфинансированием смогут воспользоваться режиссёры-дебютанты, которые окончили профильные государственные вузы, в течение 5 лет после получения высшего образования. Реакция Кинорежиссёр Владимир Бортко приветствовал решение Госдумы. По его мнению, оно позволит поддержать многих молодых режиссёров. «Начинать очень трудно всегда. И то, что государство берёт на себя эту обязанность, — просто радость и счастье», — заявил он «Секрету». Видеоблогер BadComedian считает, что прежде всего для российского кинематографа нужна государственная цензура. Так можно решить проблему создания качественного продукта российским кинематографом. «Если это дебют и финансирование ведёт полностью государство, то должен быть хоть какой-то уровень у этого фильма. Нельзя финансировать из госбюджета фильмы, в которых два часа, например, ковыряются в носу. Фильм должен иметь хоть какую-то социальную ценность. Если же речь идёт только о заработке, то тогда цензура ковыряния в носу должна быть меньше», — сказал он «Секрету». Кроме этого, если речь идёт о выделении финансирования просто для молодого режиссёра и развития кинематографа, то следует ввести контроль за расходованием денег, считает Баженов. И финальный продукт должен хоть немного соответствовать деньгам, которые на него потратили. Баженов привёл в пример два фильма: «Крым » режиссёра Алексея Пиманова и «Притяжение » Фёдора Бондарчука (оба вышли в 2017 году). У них сопоставимые бюджеты: у первого — 222 млн рублей, у второго — 380 млн рублей, по данным «Кинопоиска». При этом, по словам BadComedian, фильм Бондарчука гораздо качественнее — «в нём понятно, на что потратили деньги». Это видно по визуальному ряду, по качеству постановки. «С авторов даже дебютных фильмов надо спрашивать: "Ну куда ты деньги-то потратил?" Надо, чтобы деньги тратили хоть на сколько-то качественное кино. И, безусловно, должна быть и идеологическая цензура. Нельзя снимать кино, в котором говорят, что эсэсовцы — это нормально и можно с ними за руку здороваться. Мне не очень нравятся такие идеи. Нужна хоть какая-то трезвая цензура, которая бы делала так, чтобы кино соответствовало тем лозунгам, которые декларируются», — считает блогер. По мнению Баженова, примером качественной картины, снятой молодым режиссёром, стал фильм «Майор Гром: Чумной Доктор » Олега Трофимова с бюджетом в 640 млн рублей. «Видно, что проект не создавался ради осваивания денег», — отметил Баженов. «Я чего боюсь: что начнут раздавать "вертолётные деньги" своим, которые будут их осваивать под предлогом патриотизма. Мол, мы такие патриотичные, мы сейчас ради поднятия страны наклепаем "Крымов". И здесь не будет подхода сделать хорошее кино, сделать его качественно, даже если это политическая пропаганда. Политическую пропаганду тоже надо делать с желанием создать качественный продукт», — заключил BadComedian. Фото: duma.gov.ru , CC BY 4.0