Антон Шолохов: Миссия военной музыки — это пропаганда патриотизма
Военная музыка на Руси всегда играла значительную роль в военных конфликтах. С её помощью удавалось поднять дух наших солдат и офицеров перед важным боем или трудным походом. Первые «трубачи» упоминаются во время походов княжеских дружин еще в XIV веке, музыке уделялось большое значение и в Императорской армии. Еще Александр Суворов говорил, что музыка сыграла огромную роль во взятии русским войсками крепости Измаил во время русско-турецкой войны. После революции в Советской России появился мощный запрос в обществе на образование людей в связи с неграмотностью населения, а также на культурно-просветительскую деятельность. Одним из направлений подобной работы могла и должна была стать музыка, в том числе военная. Одним из результатов этой работы стало появление в нашей армии ансамбля песни и пляски. Об истории военной музыки и её нынешней роли в жизни современной российской армии корреспонденту ИА «Уральский меридиан» рассказал художественный руководитель ансамбля песни и пляски Центрального военного округа Антон Шолохов.
– Расскажите об истории ансамбля песни и пляски?
– В начале двадцатого столетия возникает запрос от армии на формирование творческих коллективов, которые будут заниматься определенного рода концертной деятельностью, и не только для военнослужащих, но и для гражданских людей. Первым коллективом, начавшим выступать в таком формате, был «Хор красноармейской песни». Этот коллектив как раз и стал первым составом будущего Академического ансамбля Александрова. После создания хор оказался настолько востребованным, что в дальнейшем в его состав добавились оркестровая группа, балетная труппа и в конечном итоге хор превратился в ансамбль. К 30-ым годам оказалось, что одного подобного коллектива уже мало и такие же коллективы стали появляться во всех округах и флотах вооруженных сил СССР.
– Как вы видите миссию военной музыки ?
– Миссия военной музыки остается сейчас такой же, какой была и во времена зарождения Советского Союза — это пропаганда патриотизма, а также культурно-нравственное воспитание и просвещение, причем не только военнослужащих, но и гражданского населения через искусство.
– Как конкретно ансамблям удавалось выполнять эти задачи?
– В качестве примера можно привести деятельность фронтовых концертных бригад, которые были сформированы из состава окружных ансамблей песен и плясок во время войны, в частности деятельность нашего ансамбля на Волховском фронте, когда артисты ансамбля каждый день ездили по окопам, расположениям воинских подразделений и давали концерты для подъёма морального духа наших военнослужащих. Тогда это было не только пропагандистской работой, но и морально-психологическим обеспечением войск, так как в военное время такая поддержка духа наших бойцов была необходима.
– В каких событиях ансамбль принимал участие после войны?
– После окончания войны наш ансамбль работал на строительстве БАМа, на восстановлении разрушенных войной городов, во всех важных для страны событиях, везде, где было трудно, где была нужна моральная поддержка, наш ансамбль выступал и давал эту поддержку. Наш ансамбль и сейчас ездит в регулярные командировки в зоны военных конфликтов, в которых принимала и принимает участие наша страна. Среди них можно назвать: Афганскую войну, обе Чеченские кампании, миротворческую миссию России в Нагорном Карабахе, военная операция в Сирии.
– Не могли ли бы вы подробнее рассказать о ваших командировках в Сирийскую Республику?
– У нас было большое количество командировок на протяжении всей операции в Сирии. Выступали в Алеппо, на авиабазе Хмеймим, в Сирийском Курдистане , удалось побывать даже на Голанских высотах, где проходит спорная граница между Сирийской Республикой и Израилем.
– Какое событие вы можете назвать самым запоминающимся за все время ваших командировок в Сирию?
– Это было время нашей первой командировки в САР, мы первый раз приехали на авиабазу Хмеймим. Это было самое начала военной операции России в республике и персонала на базе было еще не так много, но несмотря на это вся база пришла посмотреть наш концерт.
– Почему именно это событие вы считаете самым запоминающимся?
– Мы увидели в людях жажду тех эмоций, которые мы могли им дать, увидели запрос в армии на нашу работу. На том концерте от зрителей чувствовалась искренняя заинтересованность, которая передалась и нам. Когда зритель по-настоящему увлечен тем, что ему показывают, то между зрителем и артистом возникает та эмоциональная связь, ради которой мы и готовы делать свою работу.
– Что обычно входит в программу концерта ансамбля песни и пляски Центрального военного округа?
– В советское время репертуар и соответственно программа концерта определялась общим жанром, который был един для всех коллективов «Песен и Плясок». Сейчас такого уже нет, и каждый художественный руководитель определяет и репертуар, и концертную программу исходя из своих собственных художественных замыслов и специфики того округа или флота, где действует ансамбль. Поэтому нельзя сказать, что существует общая программа, единая для всех. Например, на Северном флоте больше преобладает лиричность, характерная для Севера, ансамбль Черноморского флота отличается особым патриотизмом .
– А какие особенности существуют у ансамбля песни и пляски Центрального военного округа?
Я стараюсь выстраивать концертную программу, учитывая географические особенности Центрального военного округа. Он уникален тем, что на его территории есть много разных национальных регионов, которые интересны своей самобытной национальной музыкой и искусством. Это и Поволжье, и Урал, и значительная часть Сибири
– Какая творческая программа запланирована на этот год?
– Мы обычно стараемся регулярно привносить какие-либо новшества, тем более что каждый год у нас проходит соревнование между ансамблями всех округов и флотов. Поэтому конкретных замыслов я называть сейчас не буду. В прошлом году наш ансамбль занял первое место в этом соревновании , и в целом за все время проведения этих конкурсов наш коллектив три раза занимал первые места и дважды становился обладателем гран-при.
– Возможно, в этом году вы представите какие-либо новинки?
– Мы каждый год делаем в среднем по две новые танцевальные постановки, учим разные вокальные произведения как в хоровом, так и в сольном исполнении. Был у нас танец с элементами лазерного шоу и акробатики циркового уровня. Мы стараемся постоянно пробовать новые форматы, постановки, находимся в постоянном творческом поиске новых идей и задумок.
Фото: предоставлено ансамблем песни и пляски ЦВО
- А какими качествами должен обладать артист, претендующий на место в вашем ансамбле?
– Это должен быть в первую очередь готовый профессионал. Человек, желающий занять место в нашем коллективе должен понимать, что у нас не музыкальное училище, мы не учим, а являемся профессиональным коллективом, который регулярно выступает.
– Какие профессиональные требования вы предъявляете к артистам, которые хотят к вам?
– Артист должен быть очень гибким и быстро адаптирующемся к работе. После постановки задачи и формирования концертной программы, весь материал должен быстро разучиваться и также быстро и профессионально исполняться. Поэтому двумя главными требованиями я считаю профессионализм и творческую гибкость.
– В России есть много образовательных учреждений, в которых можно получить творческое образование. Самыми популярными являются: Московское государственное хореографическое училище имени Лавровского, Московская государственная консерватория имени Чайковского, Санкт–Петербургский государственный институт культуры. А где вы сами получали музыкальное образование?
– Начинал я с Суворовского военно-музыкального училища, в которое я поступил после 9-го класса, а затем Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории. Сейчас это Военный институт военных дирижеров Военного университета Министерства обороны.
– Почему вы решили стать военным музыкантом? Возможно, в вашей семье есть династия? Или был в вашей жизни какой-либо случай или обстоятельство, которое подтолкнул вас к выбору именно этой профессии?
– Профессиональных музыкантов у меня в семье нет, поэтому о какой-либо династии говорить не приходиться. А если же говорить о выборе профессии, то это по большей части влияние отца. В свое время он проходил срочную службу в военном оркестре и как раз от него я и узнал о существовании этой профессии и принял решение поступить в Суворовское военно-музыкальное училище.
– Вам на своей должности приходиться совмещать творческие обязанности художественного руководителя и административные обязанности военачальника, не возникает ли конфликта между этими «ролями»?
– Я никогда не чувствовал этого конфликта, ведь я с 15 лет в погонах, привык всегда выполнять поставленные задачи. Безусловно, на моей должности присутствует целый ряд административных функций, в том числе и работа с документацией, но это никогда не входило в противоречие с обязанностями руководителя творческого коллектива. Возможно, этот конфликт действительно и возникал когда-то, но это никогда не становилось для меня проблемой.
– Мне известно, что у вашего ансамбля много творческих проектов, можете привести какие-нибудь примеры?
– Я бы не называл это проектами. Это скорее творческая деятельность, которую мы делаем по тем ситуациям или поводам, которые происходят в нашей стране. В качестве примера можно привести наш клип, который мы записали во время первой волны коронавируса. Мы переделали текст песни Александра Розенбаума «Марш музыкантского спецназа», вставив туда слова о борьбе с коронавирусом. Нашу песню заметили и одобрили в Министерстве обороны. Или можно взять наш флешмоб, который мы проводили к 9 мая, когда мы вместе с артистами предлагали случайным людям спеть песни военных лет и в припеве неожиданно для человека подключалась наши артисты, переодетые в гражданскую одежду. Сейчас, после начала специальной военной операции на Украине, мы выпустили несколько творческих исполнений в поддержку наших военнослужащих, исполняющих там свой воинский долг.
Фото: предоставлено ансамблем песни и пляски ЦВО
– Как обычно люди попадают в ваш ансамбль?
– В основном артисты приходят к нам сами. Это связано с тем, что в городе существует определенная музыкальная среда, в которой все друг с другом так или иначе знакомы. Поэтому если человек понимает, что он не предрасположен к дисциплине или не обладает той профессиональной гибкостью, о которой я говорил, то он и сам к нам не будет приходить.
– Приходилось ли вам приглашать артистов самому?
– Иногда бывают случаи, когда я действительно сам приглашаю людей к нам. Это происходит, когда я вижу в людях особый потенциал и одаренность, данную им от природы. Эти люди могут быть абсолютно неграмотны с музыкальной точки зрения, могут даже не знать нотной грамоты, но они бывают так одарены, что я в порядке исключения предлагаю им место в моем ансамбле.
– Как выглядит распорядок стандартного рабочего дня в ансамбле?
– Если говорить про стандартный рабочий день в ансамбле, то конечно же это ежедневные репетиции. Занятия музыкой можно сравнить со спортом, если нет ежедневной практики, то мастерство быстро уходит. Если артист хора не будет петь каждый день, то у него пропадет слух, если артист балета не будет регулярно тренироваться у станка, то у него перестанут нормально работать мышцы, поэтому ежедневные репетиции абсолютно необходимы.
– Как обычно проходят репетиции?
– Все наши репетиции можно разделить по творческим цехам. То есть репетиции хора, балета и оркестра происходят раздельно. Затем обычно происходит большая, сводная репетиция, на которой мы соединяем все, что наработали за это время, в один концерт. Обычно эта репетиция бывает приурочена к какому-либо событию, но изредка бывает и так, что она проходит просто по плану.
– Каков распорядок рабочего дня вашего ансамбля во время гастролей?
– Что касается командировок и гастролей, то здесь не бывает никакого типового распорядка, так как условия в зависимости от местности и программы могут быть очень разными. Иногда у нас может быть три концерта в день, иногда один. Когда мы выступаем в Таджикистане, то от места, где мы живем, до полигона Харб-майдон, где нам обычно приходиться выступать, необходимо проехать более 250 километров по серпантину, ни о каком стандартном распорядке говорить в таких условиях не приходиться.
Справочно:
В Вооруженных Силах Российской Федерации в настоящее время существуют следующие ансамбли: Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова, Ансамбль песни и пляски Западного военного округа, Ансамбль песни и пляски Центрального военного округа, Ансамбль песни и пляски Южного военного округа, Ансамбль песни и пляски Восточного военного округа, Ансамбль песни и пляски Воздушно-космических сил, Ансамбль песни и пляски Ракетных войск стратегического назначения «Красная звезда», Ансамбль песни и пляски Воздушно-десантных войск, Ансамбль песни и пляски Северного флота, Ансамбль песни и пляски Балтийского флота, Ансамбль песни и пляски Тихоокеанского флота, Ансамбль песни и пляски Черноморского флота, Концертный ансамбль «Черные береты».
Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» на нашем ТГ-канале.
Фото превью: предоставлено ансамблем песни и пляски ЦВО