Войти в почту

Болливуд против Голливуда. Будем петь и смеяться как дети

Любители кино в унынии – западные, в частности, американские, фильмы не будут показывать в России. Это – неприятность из толстого санкционного пакета, обрушившегося на Россию.

Болливуд против Голливуда. Будем петь и смеяться как дети
© Русская Планета

Впрочем, глава комитета по культуре Государственной думы Елена Ямпольская не думает, что все так плохо. Наоборот, она считает, что «приостановка работы голливудских компаний – это закрытие «духовного Макдональдса».

Получается, что не есть и не смотреть западное – это не только приносит пользу, но и вдохновляет. По словам Ямпольской, появился уникальный шанс «насытить отечественное кинопроизводство смыслами и ценностями». Теперь можно возрождать кинематограф для детей, чтобы у них появились родные герои, образы и сюжеты.

Все правильно, только не понятно, почему насыщать и возрождать отечественный кинематограф нельзя было раньше? Неужто Голливуд так сильно мешал?

Но даже если российские сценаристы режиссеры, актеры обретут второе творческое дыхание и начнут выдавать шедевр за шедевром, вряд ли они смогут помочь спасти бюджеты кинотеатров. Поэтому на помощь будет призвана старая гвардия.

Объявлено, что в прокат снова выйдут отечественные картины, имевшие успех в недалеком прошлом: «Холоп», «Движение вверх», «Салют-7», «Батя. Снова появятся в кинотеатрах картины «Брат» и Брат-2», «Про уродов и людей», Жмурки». На большой экран возвращается лирическая комедия Эльдара Рязанова «Служебный роман «в новом качестве изображения и звука».

Последний картине успех в кинотеатрах гарантирован! Но может, пойти дальше и показать широкой аудитории более ранние советские шедевры? Например, «Путевка в жизнь», «Чапаев», «Депутат Балтики», «Встреча на Эльбе», «Кубанские казаки», «Композитор Глинка»…

А что, давайте попробуем! Надо же, в конце концов, перевоспитывать отечественных киноманов, отвергающих свое искусство и превозносящих чужое и чуждое. Как в старой басне Сергея Михалкова: «Мы знаем, есть еще семейки, / Где наше хают и бранят, / Где с умилением глядят / На заграничные наклейки…»

Впрочем, не все «заграничные наклейки» нам чужды. По мнению заместителя председателя Комитета по культуре Государственной думы Елены Драпеко, альтернативой американскому кино может стать индийское. Она будет ратовать за возвращение на российские экраны фильмов Болливуда.

Может, это и впрямь выход из положения – тем более разница всего в одной буковке – Голливуд и Болливуд? К тому же, по словам Драпеко, «индийское кино у нас очень любят. Особенно у нас в провинции оно хорошо идет».

Снова хочется вернуться к поэзии и повторить пастернаковские строки: «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?»

Сдается, что сведения о бурном интересе зрителей к индийскому кино Елена Григорьевна почерпнула из далекой старины. Фильмы из этой страны были действительно популярны, но – в советское время. При заполненных залах демонстрировались «Бродяга», «Зита и Гита», «Танцор диско», «Жертва во имя любви»,»Волшебный бриллиант» и другие душещипательные картины. Зрителям нравилась экзотика – знойные женщины, пылкие мужчины, много музыки, танцев. Сюжеты фильмов были просты и наивны, но все всегда кончались хорошо – зло терпело поражение, добро побеждало. Зрители улыбались, вытирали слезы и ждали новых шедевров Болливуда. Так, созвучно с Голливудом, именуется индийская киноиндустрия.

А Владимир Высоцкий пел: «Чем славится индийская культура? Ну, скажем, Шива – многорук, клыкаст… Еще артиста знаем – Радж Капура…»

Когда люди не были избалованы хорошими фильмами, кино из Индии казалось чуть не верхом совершенства. Сейчас совсем другое дело – зрители посмотрели множество качественных заграничных картин и ждут продолжения банкета. И теперь, при всем уважении к доброму, но очень наивному индийскому кино, приходится сомневаться, что оно станет альтернативой кинопродукции из США и Европы.

Впрочем, возможно, сомнения напрасны. Вдруг народ в наше нелегкое время захочет окунуться в мир восточных страстей, чарующей музыки, восхитительных танцев? И может, есть резон прислушаться к мнению госпожи Драпеко. Ей, умудренному жизнью политику и бывшей актрисе наверняка видней.

Кстати, Елена Григорьевна предлагает российским прокатчикам не ограничиваться индийским кино. Она считает, что нужно демонстрировать в наших кинотеатрах фильмы стран СНГ: «Там есть очень хорошие картины, мы их уже видим на фестивалях, но в прокате их практически нет. Это – узбекское кино, казахское кино...»

У Драпеко есть еще одна идея – ближе познакомить российских зрителей с кинематографом Поднебесной: «Я была в Китае, видела замечательные исторические, костюмные картины. По стилистике, по настроению они будут очень понятны и доступны нашему зрителю. Надо договориться о закупке таких фильмов, тем более, что они вообще никогда не шли».

Может, стоит обратить внимание вьетнамское, филиппинское кино, продукцию Центральной и Латинской Америки? По слухам, чудесные фильмы выпускают кинематографисты Африки, в частности, Нигерии. Тамошний Нолливуд – и здесь слышен американский «акцент» - выпускает фильмы, которые смотрит весь черный континент. Раз нам не дают смотреть, как живет Европа, окунемся в жизнь Африки! Мы же почти родные: у них черно, у нас темно. Да здравствует Нолливуд!

И Лолливуд тоже! Так называется киноиндустрия Пакистана. Основные темы ее картин близки к индийским: несчастная любовь, роковые страсти, столкновение добра и зла. Все это действо идет под музыку и танцы. В общем, дорога проверенная, и на нее смело можно ступать. Давайте петь и смеяться как дети! И как при товарище Сталине…

И наконец, почему нам не пустить в прокат фильмы из КНДР? Тем более мы становимся все ближе по духу к этой стране. Фильмы из Северной Кореи – это главным образом пропаганда идей чучхе и воплощение любви народа к своему мудрому руководителю. К тому же благодаря картинам из КНДР можно узнать подробности жизни и выживания граждан этой страны. Возможно, нам это пригодится. И потому пора посылать гонцов в Пхеньян.

Подведем итоги. Итак, мы имеем потенциальную возможность привлечь к сотрудничеству Болливуд, Нолливуд, Лолливуд. Неужели мы совместные усилиями не сумеем одолеть один несчастный Голливуд?