Концертный зал имени Чайковского покажет программу "Бриттен–Шостакович. Вокальные циклы"
Вокальный цикл Бриттена исполнит певец, солист Большого театра России, лауреат Премии Москвы в области литературы и искусства, яркий исполнитель лирических и характерных партий Максим Пастер. Ильдар Абдразаков – заслуженный артист России и народный артист Республики Башкоркостан, лауреат "Грэмми" и "Золотой маски". Один из лучших басов России, выступающий на крупнейших оперных сценах мира, он находит особые, трагические краски в исполнении Вокальной сюиты Шостаковича, много лет входящей в его репертуар. За пультом Камерного ансамбля "Солисты Москвы" – его создатель и главный дирижер Юрий Башмет. "Ты большой композитор, а я - маленький", - сказал Бенджамину Бриттену Дмитрий Шостакович. Их знакомство в 1960 году в Лондоне переросло в сердечную дружбу, столь редкую между двумя гениями. Но кажется, что в их жизни и творчестве, при всех различиях, были постоянные пересечения, вызванные общими взглядами на искусство и человека, мир и войну, сохранением веры в добро в водовороте трагических коллизий эпохи. "В течение многих лет Ваша работа и жизнь были для меня примером – мужества, честности и человеческой симпатии, – пишет Шостаковичу Бриттен. – Должен сказать, что сейчас нет композитора, который оказал бы на меня такое влияние, как Вы". А после его смерти признает Шостаковича "величайшим композитором, которого мне посчастливилось знать". "Сюита на слова Микеланджело" - одно из последних сочинений, над которым работал Дмитрий Шостакович. Композитора увлекла книга микеланджеловских сонетов в переводах Абрама Эфроса. "Я вновь и вновь обращался к его образу, смотрел его работы, читал стихи; меня поражала многогранность его таланта, передо мной вставал не только ученый, не только художник, но и поэт, - писал Шостакович. – И хотя сам Микеланджело относился к своему поэтическому творчеству более чем скромно, меня потрясла красота его стихов, глубина его мыслей, простота и гениальность всего того, что сделал этот один из величайших сынов человечества" . Отобранные Шостаковичем стихи отражают главную линию его творчества последних лет: Осмысление Жизни – Смерть – Бессмертие. Вокальная сюита посвящена Ирине Антоновне Шостакович – жене, верному другу и хранителю его наследия. Вокальный цикл "Озарения" Бенджамина Бриттена, напротив, был пробой пера молодого композитора в этом жанре. Его светлая лирика – дань увлечению поэтическим символизмом и творчеством Артура Рэмбо; необычно обращение английского автора к французскому оригиналу (год спустя он обратится и к итальянским сонетам Микеланджело, раскрыв его поэтический мир совершенно по-иному, нежели Шостакович – разворачивающаяся трагедия мировой войны ещё не омрачила творческий мир создателя "Военного реквиема"). Именно премьера "Les Illuninations", прошедшая в 1940 г. с триумфальным успехом, открыла композиторское имя Бриттена широкой публике. Восьмой струнный квартет – одно из известнейших сочинений Шостаковича. Он был написан в 1960 г. в Дрездене, где композитор работал над музыкой к фильму "Пять дней, пять ночей", посвященному спасению шедевров Дрезденской картинной галереи. Вид одного из красивейших городов Европы, все еще лежавшего в руинах, вдохновил Шостаковича на скорбный, трагический цикл, обличающий ужасы войны. С другой стороны, квартет наполнен автоцитатами из произведений разных лет (Первая, Пятая, Восьмая и Десятая симфонии, Виолончельный концерт, Фортепианное трио, опера "Леди Мкабет мценского уезда", 10 хоровых поэм) и является своего рода "посвящением самому себе". Личные переживания и трагическое обобщение пережитого слились в этом сочинении, которое получило вторую жизнь в оркестровом звучании. В программе: Дмитрий Шостакович (1906-1975) Вокальная сюита на слова Микеланджело, соч.145а (1974) для баса с сопровождением оркестра "Истина" (Сонет № 3) "Утро" (Сонет № 20) "Любовь" (Сонет № 25) "Разлука" (мадригал) "Гнев" (Сонет № 4,) "Данте" (Сонет № 1) "Изгнаннику" (Сонет № 2) "Творчество" (Сонет № 61) "Ночь" (Диалог Джованни Строцци и Скульптора) "Смерть" (Сонет № 69) "Бессмертие" (эпитафия Чеккино Браччо Фьорентино) Солист: Ильдар Абдразаков (бас) Бенджамин Бриттен (1913-1976) "Озарения" ("Les Illuminations") – вокальный цикл на стихи Артура Рэмбо для голоса и струнного оркестра, соч. 18 (1939) Fanfare Villes Phrase and Antique Royauté Marine Interlude Being beauteous Parade Départ Солист: Максим Пастер (тенор) Дмитрий Шостакович Квартет №8 соч. 110, до минор "Памяти жертв фашизма и войны" (1960) (переложение для струнного оркестра; без перерыва)