Искусство быть оптимистом
Харизматичная и неповторимая российская актриса театра и кино запомнилась зрителям в роли строгого, но справедливого главврача больницы, в которой молодые неопытные интерны осваивают профессию. Её героиням палец в рот не клади - они олицетворяют образ самоуверенной деловой женщины с твёрдым характером и стальными нервами. Но оказывается, под строгой маской железной леди скрывается ранимое сердце. О своих жизненных принципах и работе в современном кинематографе рассказывает Светлана Камынина. - Светлана, признайтесь, что повлияло на ваше решение после четырёхлетнего опыта работы в коммерческих банках оставить всё и поступить на актёрский факультет? - Первоначально экономическое образование было выбрано не мной. Просто в 90-е годы, когда встал вопрос о поступлении в вуз, именно эта профессия была популярна. Но я с детства мечтала стать актрисой. Поэтому после того как выполнила волю родителей и окончила высшее учебное заведение, решила, что ещё не поздно заскочить в последний вагон и поступить на актёрский факультет. Тогда на меня повлияла мысль: буду всю жизнь жалеть, что даже не попробовала, и лишь грезить о том, как могла сложиться судьба, если бы я тогда решилась и последовала за мечтой. Так, может, всё же рискнуть, а там будь что будет?! Я не смогла предать мечту, отважилась и воплотила желание в жизнь. - Слышала, что залог успешной актёрской карьеры заключается в нескольких составляющих: удаче, таланте, образовании и упорном труде. На первом месте непременно стоит фортуна? - Эта схема едина для всех областей и сфер деятельности. У человека изначально должны быть какие-то способности. Затем необходимо должное образование, чтобы их развить. Упорный труд - способ достижения вершин. Но вопрос везения неоднозначен. Ведь если твёрдо верить, что для успешной карьеры в первую очередь нужно быть удачливым, то в случае провала на это легко сделать скидку и таким образом оправдать собственную несостоятельность. Поэтому с учётом своих возможностей лучше задаться вопросом: «А что я могу сделать?» Везение - птица счастья завтрашнего дня, её непросто поймать. К тому же я больше склоняюсь к мнению, что многое нам подвластно и зависит исключительно от нас самих. На большой куш можно надеяться, но уповать не стоит. Ведь это способно парализовать твои действия и вызвать апатию. - Сложно было расставаться с таким долгосрочным и успешным проектом, как «Интерны», съёмки которого длились на протяжении почти шести лет? - Да, непросто. Эту работу можно считать в некоторой степени марафоном. Привычка появилась, но с другой стороны, уже хотелось чего-то нового. Имелось желание развиваться дальше, как и у любого человека, независимо от того, каким видом деятельности он занимается. Роль моей героини Анастасии Кисегач была прописана сценаристам очень подробно и объёмно, её жизнь полна перемен и изменений. В самом начале она появилась в сериале в качестве свободной женщины с одним сыном, а закончилось тем, что предстала перед зрителями как замужняя дама с двумя детьми. К тому же изменения коснулись и её профессии. Не могу сказать, что скучаю по проекту, но, безусловно, это исключительно важная веха на моём творческом пути. Судьба раскидала нас с коллегами по сериалу в разные стороны, но мы поздравляем друг друга с важными событиями, а при встрече на каких-либо мероприятиях горячо приветствуем. - В одном из интервью вы сказали, что являетесь большой любительницей исторических сериалов. Хотели бы сыграть в одном из них и в какой роли? - Подобный жанр всегда был интересен не только мне, но и всем актёрам. Каждому любопытно перевоплотиться в персонажа из другой временной плоскости и действительности. Во время локдауна я посмотрела замечательный сериал «Последнее королевство». Сюжет разворачивается во второй половине девятого века. В то время у людей были совершенно иные нравы, ценности и уклад жизни в целом. Отметила для себя большое количество насилия и нехватку гуманизма. В общем, для современного человека просто невообразимые условия. Вот в такую специфичную атмосферу занятно окунуться. А ещё меня привлекает фантастика с этими космическими историями об отдалённом будущем. Огромное пространство для полёта воображения! Увлекательно представить себе совершенно другой мир и задаться вопросом: «А как там будет?» - Какие фильмы вам больше по душе? - Трагикомедия - любимый жанр. Мне кажется, в этом стиле написана жизнь любого человека. Он считается самым объёмным, честным и игровым. В данный момент меня привлекают ещё детективы, триллеры. Я бы с удовольствием сыграла в подобных проектах, ведь всегда интересно пробовать что-то новое. - В связи с пандемией наступил период, когда общение происходило с помощью видеосвязи. Появились сериалы «Окаянные дни» и «Удалёнка». Выходит, фильмы теперь можно снимать в режиме онлайн и актёру не нужно появляться на съёмочной площадке? - Не для всех лент подходит подобный формат - прежде всего, этому должно соответствовать сценарное решение проекта. В данном случае изначально предполагалось, что герои созваниваются по видеосвязи. Появилась возможность участвовать в съёмках, не выходя из дома. Технологии не стоят на месте, и это во многом облегчает рабочий процесс. Теперь не редкость, когда полнометражные фильмы снимаются на камеру смартфона и даже выходят в широкий прокат. Перспективы развития большие. Думаю, в ближайшем будущем мы увидим новые поворотные моменты в кинематографе. - Расскажите о работе в проекте «Два холма», его презентация ожидается в 2022 году. - Это комедийный сериал о будущем, которое гипотетически может наступить. Сюжет переносит зрителя в отдалённое грядущее на планете Земля, где мужчин стало гораздо меньше и воцарился матриархат. Гендерные функции в обществе поменялись в точности до наоборот, и авторы предлагают посмотреть, что из этого вышло. Я играю мэрку города - здесь в каждой профессии используются одни феминитивы, потому миром управляют лишь женщины. Признаться, у меня в этом фильме несколько отрицательный персонаж. Предстаю в образе довольно властной и корыстной дамы. Она захотела, как и многие люди, у которых появляется неограниченная власть, воспользоваться ею в ущерб другим и во благо одной себе. - В каких ещё фильмах, театральных постановках мы увидим вас в ближайшее время? - В этом году с нетерпением жду выхода полнометражной картины под рабочим названием «Добро пожаловать в семью», съёмки которой проходили в Республике Беларусь. Вскоре на экранах появится и небольшой, но интересный авторский проект - остросоциальная история, состоящая из четырёх серий, режиссёра Нигины Сайфуллаевой под названием «Мужской клуб». - Вы занимаетесь медитацией и даже практиковали технику Випассана, где по правилам принимается 10-дневное молчание, запрещается контакт с людьми и окружающим миром. Расскажите об этом необычном опыте. - Каждый современный человек, проживающий в мегаполисе, подвержен стрессу и поэтому нуждается в медитации, чтобы избежать выгорания, не поддаться всеобщей суматохе и не потерять голову. Для меня эта практика - инструмент, помогающий быть здесь и сейчас, позволяющий не терять самообладание, не предаваться негативному настроению, а главное - сохранять трезвость ума. Мой личный опыт показывает, что это приносит только положительный эффект. Обучиться технике Випассана не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Просто нужна определённая тренировка. Сейчас многие живут «в обнимку» с телефоном, поэтому такой детокс, отдых от гаджетов и любой информации извне идёт только на пользу. - В соцсетях вы называете себя профессиональным оптимистом. Поделитесь рецептом счастья! - Мне бы очень хотелось быть таким человеком - другого выхода просто нет. Ведь жить в качестве непрофессионального пессимиста гораздо хуже. Думаю, залог душевного равновесия и жизнерадостности состоит в принятии действительности такой, какая она есть, без всяческих ожиданий. Пожалуй, главными инструментами могу назвать осознанность, благодарность за всё, что имеешь в жизни в данный момент, и за то, что ожидается в будущем. Человек не может постоянно быть в тонусе, да и не нужно. Это заблуждение, что все всегда должны быть «в ресурсе», бодры и веселы, а иначе ты ноль и не имеешь права на существование, поэтому нужно идти исправляться, пока не будешь круглосуточно энергичным, решительным, успешным и так далее. Подобное убеждение приводит к неврозу. Что действительно важно, так это уметь оказывать помощь и поддержку самому себе, черпать её от окружающих людей. Если замечаю за собой вдруг, что нахожусь в состоянии, когда кажется, что всё вокруг плохо, больше двух дней, - это тревожный звоночек, значит, нужно предпринимать какие-то действия. То же касается и профессионального выгорания. Следует заботиться о себе, ведь очень многие жертвуют здоровьем и временем ради работы. Рекомендую каждому задаться простым вопросом: «А стоит ли оно того?» Людям необходимо слышать себя и понимать, что мы не роботы, а живые существа, которым требуется сон, питание, физические нагрузки, чтобы быть здоровыми и нормально функционировать. - Как-то вы рассказывали о том, что занимаетесь волонтёрством в больнице для детей... - Мне довелось поработать больничным клоуном, и это было самое прекрасное волонтёрство в жизни. На данный момент, к сожалению, из-за пандемии ситуация изменилась, и пока никого не допускают к ребятам с тяжёлыми заболеваниями. У них низкий иммунитет, и любой вирус крайне опасен. Но будем искренне верить, что скоро обстановка изменится в лучшую сторону. Визитная карточка Светлана Камынина родилась 25 января 1979 года. В раннем возрасте переехала с семьёй в Челябинск. Имеет два высших образования: окончила Всероссийский заочный финансово-экономический институт и актёрский факультет Международного славянского института. В начале карьеры работала в Московском ТЮЗе. Затем стала сотрудничать с театром «Практика», где появилась в спектаклях французского режиссёра Жоэля Помра «Этот ребёнок» и «Пиноккио». Дебют в кинематографе состоялся в 2005 году, когда актриса сыграла эпизодическую роль в сериале «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво…». Тогда же приняла участие в съёмках нашумевшего боевика «Бумер. Фильм второй», кинокартине «Простые вещи» режиссёра Алексея Попогребского, получившей приз «Лучший фильм» на «Кинотавре» в 2007 году. Но известность Светлане принесла роль главврача Анастасии Кисегач в сериале «Интерны», который вышел в прокат в 2010-м. На счету Светланы Камыниной более 40 картин. Она сыграла в таких популярных кинолентах, как «Дело гастронома № 1», «Проект «Анна Николаевна», «Окаянные дни», «Настя, соберись!», «Полёт», сериале «Фитнес» и многих других. Артистка много путешествует и увлекается духовными практиками Востока.