В чем сила «Брата»?
В 1997 году история вернувшегося с войны парня, в котором удивительным образом сочетаются доброта и наивность ребенка с расчетливой хладнокровностью профессионального убийцы, потрясла всю страну. И до сих пор картина Алексея Балабанова любима народом. В чем же ее секрет?
Режиссер Алексей Балабанов - фигура для российского кинематографа сколь важная, столь и неоднозначная. Он открыл зрителю Сергея Бодрова-младшего, воплотившего образ Данилы Багрова - персонажа спорного, но настолько сильного и яркого, что он уже 25 лет является настоящим национальным героем. Снял фильмы, по которым мы вспоминаем эпоху 90-х, вернул зрителя в пустующие залы, создал новый российский киноязык.
Работать над «Братом» Балабанов начал из желания заработать деньги на другой свой проект «Про уродов и людей», на который не смог найти финансирования. А история «Брата», как вспоминал режиссер, родилась из его старого замысла соединить в одном фильме бандитов и музыкантов, поскольку сам он общался и с теми, и с другими.
Некоторых актеров утвердили без проб, включая Светлану Письмиченко и Виктора Сухорукова, с которым Балабанов в свое время даже делил коммунальную квартиру в Санкт-Петербурге. Кстати, роль Вити Багрова писалась специально под Сухорукова. Но тогда никто не думал, что фильм окажется настолько успешным, ведь у картины был рекордно низкий бюджет. На съемки у Балабанова было всего 20 тысяч долларов. Поэтому для сцен использовались квартиры, машины и одежда съемочной группы и друзей. А знаменитый растянутый свитер Данилы Багрова супруга режиссера, а по совместительству художник-постановщик Наталья Васильева отыскала в секонд-хенде за 35 рублей. Балабанов, однако, его забраковал: «Слишком крутой». Тогда сверху надели дешевую болоньевую ветровку, чтобы упростить образ.
Актеры работали за очень скромные гонорары, а некоторые и вовсе бесплатно. В 1990-е многие из них сидели без дела, поэтому были рады получить роль, хотя было непонятно, заплатят им или нет. Из-за скромного бюджета пленку приходилось беречь, Балабанов предупредил актеров, что больше двух-трех дублей делать не будут. Экономили также и на каскадерах, поэтому Сергей Бодров сам запрыгивает в трамвай, убегая от бандитов.
Да и музыку для саундтрека картины Вячеслав Бутусов предоставил Балабанову совершенно бесплатно. Но режиссер пообещал за это снять клип для новой песни «Наутилуса Помпилиуса».
В боевике бандитских времен, конечно, много сцен с оружием. И несмотря на все меры безопасности на съемочной площадке, без опасной ситуации не обошлось. Во время съемок сцены ранения Павла Евграфовича, мужа Светы, актер Владимир Ермилов из-за ошибки пиротехника на самом деле получил ранение ноги двумя пыжами («затычка» патронов).
«Никогда не забуду, как снимали сцену с Павлом Евграфовичем, когда я стреляю ему по ногам из обреза, - рассказывал о съемках «Брата» Сергей Бодров-младший. - Надо было больше дыма, поэтому пороху не пожалели. И вот съемка, выстрел дуплетом, грохот, дым, он падает как подкошенный... Отлично, снято! Дым рассеивается, а артист лежит в луже крови - повыше колен две дырки от пыжей. Я после этого стараюсь стрелять мимо...»
После успеха фильма «Брат» Алексей Балабанов приступил к написанию сценария для двух его продолжений. Вторая часть должна была повествовать о приключениях Данилы Багрова в Москве, а третья - в США. Однако было решено отказаться от этой идеи и объединить две последние части в одно целое. И на экраны уже в 2000 году вышел «Брат-2», ставший не менее культовым...
Валерия Хващевская.
Фото: кадр из фильма «Брат».