Бирманский балаган. Российская премьера оперы "Нуш-Нуши" Пауля Хиндемита.
Спустя целое столетие оригинальное сочинение крупнейшего немецкого экспрессиониста Пауля Хиндемита обрело российского слушателя. Опера "Das Nusch-Nuschi" 1920 года рождения впервые уверенно вышла к публике по инициативе художественного руководителя и главного режиссера Театра Сац Георгия Исаакяна, выступившего также в роли переводчика текста и режиссера концертной версии. По приглашению худрука место музыкального руководителя и дирижера занял Артем Макаров. Нуш-нуши – помесь крысы и крокодила, мистическое чудовище, по преданию, выползающее из реки в ночной час; этим монстром можно устрашить всякого для своей выгоды. Щедрая фантазия Хиндемита также использовала помесь древнего театра бирманских марионеток, псевдоориентальную стилизацию с немецким экспрессионизмом, устрашив сложными ритмами остинато, коварными гармониями, шумом и грохотом ударных. 25-летний композитор искал свои пути в музыке, отрицая золотой век Рихарда Вагнера, Густава Малера, Рихарда Штрауса. Он язвительно высмеивал витиеватую патетику и ложный оперный пафос, использовал гротеск и пародию, буквально нарывался на скандал, объединив всё под общим лозунгом "Долой романтизм". Тем не менее, поставленные автором задачи и цели вызвали к жизни симфоническую партитуру оперы "Нуш-Нуши", не уступающую по богатству, красоте и насыщенности оркестровой фактуры сочинениям немецких романтиков. Под сводами двухуровневого театрального пространства инструментальная заставка вступившего оркестра под управлением Артёма Макарова прозвучала именно с заявкой на крупный симфонизм и великолепие тембровых сочетаний. Использование зрительского фойе в качестве места представления музыкальной новинки, стало продолжением нестандартности оперной идеи Хиндемита. Роскошные променады театрального здания, архитектурно-конструктивные элементы лестниц и пространств, напоминающие мини-амфитеатры с колоннадами сценических подиумов, давно ждали своего часа. Именно они явились полем небывалой креативной деятельности труппы в цикле концертов "Re-Конструкция", в который идеально вписалась и премьера "Нуш-Нуши". Акустические эксперименты концертных выступлений сезона 2021-2022, так сказать, outside Большого зала, изменившие привычные звуковые соотношения сцена-яма-зал, несомненно, пошли на пользу творческому росту и повышению уровня мастерства всех участников исполнительского процесса. На премьере непростого экземпляра гибридной стилистики Хиндемита профессиональная состоятельность вокалистов и оркестрантов предстала воочию. Сюжет и музыка оперы пародируют восточные сюжеты, выставляя оперные глупости напоказ. Персонажами банальной истории выбраны герои кукольного театра "бирманских марионеток": император Мунг Там Бийя (Александр Хананин), генерал Кисе Вайнг (Владислав Дорожкин), Церемониймейстер (Михаил Заболотский), Палач (Олег Банковский), жены императора (Вера Азикова, Олеся Титенко, Людмила Бодрова, Елена Чеснокова). На первый взгляд примитивная, эта историйка-сказка таит в себе глубины мудрости, коллекцию человеческих типажей и азиатскую философию тысячелетней истории. Придумщики ожидаемого спектакля уже в концертном варианте не поскупились одеть всех действующих лиц в яркие до оскомины наряды, как и требует традиция бирманского театра. Герои Хиндемита поют очень сложные вокальные партии. Хотя композитор был противником атональной музыки, он использовал так называемую "расширенную тональность" с двенадцатью полутонами. Все артисты довольно ловко справлялись с интонационными и ритмическими трудностями авторской фактуры. Музыкальный руководитель Артём Макаров дал высокую оценку певцам еще на стадии разучивания и репетиционного процесса. В будущей сценической версии, безусловно, образы персонажей обрастут большей характерностью и остротой выразительности. Такой кукольный жанр – всегда кладезь для режиссерских находок и актерского поиска. Приходит на ум знаменитая "Турандот" театра им. Вахтангова, спектакль, который "под маской" смело и очень остроумно высказывался на злобу дня. Георгий Исаакян в "Нуш-Нуши" уже вскрыл заложенные предпосылки для блестящего театрального шоу, показал потенциал толстого юмора и тонкой насмешки. А пока центральному персонажу весельчаку Тум-Туму (восточный близнец Труффальдино) в исполнении Руслана Юдина не хватило черт традиционного амплуа. Сергей Петрищев смог наделить свой образ Сюсюлю-евнуха очень комичным видом, мимикой и жестами максимально отыгрывая тип и нрав персонажа. Вклад оркестра в успех премьеры трудно переоценить. Во всё время исполнения оркестровый организм жил настоящей симфонической жизнью, выказывая примеры вагнеровско-малеровского звучания, заложенные в партитуре. Артем Макаров очень энергично, с повышенным градусом ощущая переменчивость красок, давал свободно дышать группам и солистам-инструменталистам, учитывая полиритмический темперамент музыкальной ткани. Блеск авторской оркестровки реализовывался чутким взаимодействием самих музыкантов. Плотное звучание кульминаций предъявляло повышенные требования к медным духовым. За тяжелый немецкий дух отвечали: Иван Зуев (труба), Александр Арапов (валторна), Егор Павлов (тромбон) и солирующие литавры Константина Володькина. Танцевальный дивертисмент во второй картине, "кивок" Хиндемита в сторону Рихарда Штрауса, звучанием деревяшек составил контраст меди. Красочные и острые фиоритуры Вадима Давыдова (флейта-пикколо), переливы Николая Донского (флейта) ансамблировали с Дмитрием Кононком (гобой) и Петром Черкезовым (английский рожок). Сам Нуш-Нуши был наделён не страшными, а загадочными голосами кларнетов (Анатолий Жижин, Дмитрий Сибиренков) и небесной челесты (Дарья Смирнова). Фаготы (Илья Свалов, Анна Уханова) "перебрёхивались" насмешками с нескрываемой иронией. Виртуозная скерцозность скрипки концертмейстера оркестра Владимира Белова просвечивала сквозь альтовую чадру Анны Дмитриевой. Ауру неги восточного гарема и прелесть танцовщиц-баядерок изображали арфа Анны Лисянской и мандолина Юлии Неверовой. По окончании условного сюжета Хиндемит позволил себе погрузить слушателя в очень красивый вокально-симфонический фрагмент, отдавая дань лучшим оперным страницам немецкого романтизма. Альбина Файрузова, Мария Юрковская, Татьяна Ханенко, Петр Сизов, Георгий Сологуб пели исключительно о любви на немецком языке. "В балаган вас приглашаю, где куклы так похожи на людей," – пела группа "Машина времени". В новом сезоне творческий коллектив Театра Сац планирует пригласить зрителей в Бирманский балаган оперы "Нуш-Нуши" уже в полноценной сценической версии. В любом случае, открытие неизведанного раритета Пауля Хиндемита стало, как говорится, бомбическим событием музыкального марта в столице. В ролях: Сюсюлю, евнух – Лауреат всероссийских и международных конкурсов Сергей Петрищев; Тум-Тум – лауреат всероссийских и международных конкурсов Руслан Юдин; Камадэва – Виталий Аминев; Первый герольд – лауреат всероссийского и международного конкурсов Иван Марков; Второй герольд – лауреат международных конкурсов Вячеслав Леонтьев; Бангса, первая жена императора – лауреат всероссийского и международных конкурсов Вера Азикова; Озаза, вторая жена императора – Олеся Титенко; Твайсе, третья жена императора – Заслуженная артистка России Людмила Бодрова; Ратасада, четвертая жена императора – лауреат международных конкурсов Елена Чеснокова; Первая танцовщица – Алена Романова; Вторая танцовщица – Анна Холмовская; Первая возлюбленная – лауреат всероссийского и международного конкурсов Альбина Файрузова; Вторая возлюбленная – Мария Юрковская; Третья возлюбленная – Заслуженная артистка России Татьяна Ханенко; Первый поэт – Петр Сизов; Второй поэт – Георгий Сологуб; Обезьяны – Заслуженный артист России Валерий Барский, Михаил Чесноков, лауреат всероссийского конкурса Борис Щербаков, лауреат международного конкурса, лауреат премии Правительства России Максим Усачев.