Войти в почту

«Говорить друг с другом за счет искусства»: в российский прокат выходит фильм «Сядь за руль моей машины»

В прокат выходит «Сядь за руль моей машины». В основе сюжета одноименный рассказ Харуки Мураками, он большой знаток Чехова. Этого русского писателя любит и Рюсукэ Хамагути, один из самых ярких авторов современного японского кино. Главный герой его фильма — театральный режиссер Юсукэ, тяжело переживающий смерть жены. Мужчина едет на машине в Хиросиму, чтобы поставить там «Дядю Ваню» Чехова. По контракту Юсукэ выписывают личного водителя — девушку Мисаки. Выясняется, что у пары много общего. Да и с актерами будущего спектакля есть пересечения. Например, главная роль достается любовнику покойной супруги.

«Говорить друг с другом за счет искусства»: в российский прокат выходит фильм «Сядь за руль моей машины»
© BFM.RU

Это трехчасовое кино обладает невероятным терапевтическим эффектом. Такая прививка от беспокойства, считает кинообозреватель Forbes Иван Афанасьев:

Иван Афанасьев кинообозреватель Forbes «Центральная тема этой картины — это то, что искусство способно врачевать души, и, что самое главное, люди могут за счет искусства сплотиться и говорить друг с другом, даже друг друга толком не понимая. Или наоборот: понимать друг друга, не понимая, о чем они говорят. Это как раз на примере того, как главный герой собирает труппу актеров, которые все говорят на разных языках, включая девушку, говорящую на корейском языке жестов, которые, друг друга не понимают, но при этом они играют одну пьесу. Они превращаются в удивительно сплоченный актерский ансамбль. И через этот ансамбль главный герой врачует свои раны в душе».

Картину представили в четырех оскаровских номинациях. В итоге взяла одну статуэтку как лучший фильм на иностранном языке. Но отметили ее не только в Американской киноакадемии. Ранее «Сядь за руль моей машины» с фурором «прокатилась» по фестивалям, получила много наград. Парадоксально для такого тихого, акварельного кино, говорит кинокритик Лариса Малюкова:

Лариса Малюкова кинокритик «Видимо, Рюсукэ Хамагути как-то удалось даже не совпасть с настроением мира, потому что настроение мира истерическое сегодня, а дать возможность поразмышлять о том, что происходит с человеком сегодня. Он создает многофигурную композицию в картине, которая каким-то образом рифмуется с «Дядей Ваней». Что бы ни говорили о культуре отмены и так далее, это русская культура, она, и Чехов в частности, вползает в такие важные настроения, в подкорку человека, что, мне кажется, всегда будет актуально. Как пьесу режиссер в картине ставит современно, когда «Дядю Ваню» играют на разных языках, кажется, что это очень попадает в зрителя, когда человек говорит о жизни, о том, что надо жить. Сегодня многих волнует эта тема, кажется, что режиссер попал в самую сердцевину времени».

Символично, что главный монолог достается немой девушке. Она его произносит на языке жестов. Инклюзивность тут вполне органична, в отличие, например, от фильма «CODA: ребенок глухих родителей», взявшего главную оскаровскую награду в 2022 году. Японский режиссер без лишнего трагизма подчеркивает, что немые люди абсолютно такие же, как и те, кто может говорить. Спрогнозировать, как фильм примут в России, сложно. Но по миру «Сядь за руль моей машины» собрал больше 11 млн долларов. Это немало для авторского кино.