Производители драм
Я так понимаю, что слово "цех" для вас ключевое. Бутафорский цех производит бутафорию, швейный – шьет, молочный – молоко поставляет, а Цех драматургов – производит драмы. Какие тексты особенно интересны из тех, что вы отобрали в семинар ? Все отобранные тексты интересны. Неинтересных мы не отбирали. Важно, что обсуждение каждой пьесы или сценария не ограничивается практическим разбором написанного, а выводит разговор на обобщающие темы. Например, пьеса Вероники Вельт "Бабушка, ты же умерла" дала возможность поговорить о чувстве вины. Вообще, чувство вины – один из основных рычагов в драматическом конфликте. Его испытывают герои многих известных произведений. И на преодолении, изживании его героем держатся многие истории. Вот и в пьесе Вероники, начинающейся, казалось бы, как бытовая история – семья возвращается с похорон бабушки – автор, вводя мистический прием, позволяет каждому читателю заглянуть вглубь себя самого, спроецировать происходящее на свои отношения с близкими, проанализировать свою жизнь и, возможно, изменить в ней что-то, пока еще все живы. На этом же материале можно было обсудить мистические ходы в современной драме и в кино. А, скажем, во время обсуждения сценария Тони Яблочкиной "Мамочка" имело смысл задуматься о свободе и несвободе внутри семьи, о том, насколько ты готов "отпускать" своих любимых людей, когда они в этом нуждаются, о том, что насильно любовь вернуть нельзя. А какие, в принципе, темы волнуют молодых драматургов? Вот эти темы и волнуют. Чувство вины, инфантилизм и взросление (пьеса Вячеслава Комкова "Рыбий глаз"), скрытые в нас животные инстинкты и борьба с ними (Семен Вяткин "Книга отзывов"), приятие другого, непохожего (Анастасия Соколова "Город золотой"), грех и праведность (Наталья Бессмертных "Греха не тая") и многое другое. В принципе, важна не столько тема, сколько то, чтобы писатель от частного поднимался до общего, на примере конкретных ситуаций рассматривал архетипическое. И участникам семинара это удается. А есть только заявки, а не готовые тексты? Да. "Греха не тая" - заявка. Разбирая ее, мы поговорили о том, как двигаться от замысла к сценарию, о структуре заявки, позволяющей на ее основе строить прочный сценарий. Обсудили конкретные предложения по фабуле и сюжету, необходимые и лишние элементы при выстраивании сценария, как определять – что отсечь, а что оставить, поскольку история еще подробно не разработана. Но обещает быть нетривиальной. Есть ли сказочные, детские сюжеты? Или всё направлено на взрослую аудиторию? Есть пьесы для, скажем так, "семейного просмотра" и те, что хорошо было бы посмотреть в подростковом возрасте. Например, пьеса Вяткина "Книга отзывов" анализирует детскую бессознательную агрессию – откуда она, что с ней делать, как победить в себе? Комков в своей истории про "Рыбий глаз", рассматривает, как разрушительны для человека детские обиды, зависть, ревность, борьба за внимание матери между братьями, и как братья это преодолевают. Я радуюсь, что ребят волнует то, что волнует, пожалуй, каждого человека, каждый в своей жизни имел опыт переживания обиды или ревности, и каждый справлялся с ним по-своему или не справлялся. Хорошая драматургия, если и не дает рекомендаций, то акцентирует внимание читателя и зрителя на жизненно важных вещах, если речь идет в строительстве себя как личности. Помимо семинаров, проходят мастер-классы с деятелями кино и театра, как было заявлено в программе Цеха. По какому принципу приглашаются спикеры? По принципу пользы, естественно, для обучающихся и тех, кто интересуется театральным и кинопроцессом. Нам важно, чтобы эти встречи имели продолжение в дальнейшей профессиональной жизни семинаристов, чтобы завязывались творческие связи, возникали новые идеи, замыслы, проекты. И тут польза взаимная – ведь продюсеры и режиссеры постоянно говорят, что им не хватает литературного материала. Какой мастер-класс запомнился особенно? Мне было интересно послушать мастер-класс главного продюсера АМЕДИА Наталии Клибановой "Автор и продюсер: стадии принятия". Она делилась своим продюсерским опытом. А опыт у нее огромный и уникальный, как у всякого человека, любящего свою работу. Она давала конкретные советы по общению авторов с продюсерами, рассказывала, как продюсер воспринимает читаемые им тексты, чего он от них ждет, что ищет. Надеюсь, что проекты наших семинаристов заинтересуют АМЕДИА. Есть уже мысли по поводу финалистов? Нет, конечно. Работа над текстами будет идти еще несколько месяцев.