Говорим ли мы с пустотой, и есть ли форма у тишины?
"Вертикальная ориентированность". Фото Оли Крамс. Что же делать зрителю, который не понимает, что он видит? Выставка Ольги Крамс "Разговор с пустотой", на мой взгляд, потрясающе сфокусирована на наших обычных внутренних ощущениях и чувствах жизни, которые художник переносит на материал. Внутреннее привычное движение эмоций получает свое фиксированное пространство и проявляется для глаза в линиях и точках. Это не то "красиво", что моментально дает толчок к восприятию света и цвета к теплу (холоду) и "узнаванию" буквального и когда-то пережитого, к рассказу о том, что мы видим, к поиску спрятанного в картине. Здесь спрятанное художественное произведение ищет в зрителе. Разговор ли это с пустотой? Фото Екатерины Шестаковой. Кстати, из "буквального", реально работы наполнены пустотой, то есть большая часть листа художником не заполнена, пространства еще много, но есть ли оно на самом деле? Идея этой выставки представлена Ольгой как поиск диалога со зрителем, попытка вовлечь его в разговор о том, что кажется, на первый взгляд чужим и настолько абстрактным, что вызывает отторжение, поскольку здесь "узнавание" – это результат доверия не сколько к автору работ, сколько к себе, тогда на картине появиться ниточка за которую невозможно будет не потянуть: - Я ищу диалога со зрителем, хочу чувствовать его сопричастность. Мечтаю, чтобы вы не боялись непонятного в искусстве, но прислушивались к своим ощущениям, к мыслям, разрешали себе, а потом и автору выражаться удобным для него языком. Не оглядываться на других. Подпустить к себе непонятное. Я жду, чтобы вы поверили, что все это вам уже знакомо. Что об этом вы думали, замерев на секунду перед пространством, которое увидели впервые, но вспомнили своим. Оля Крамс Фото Екатерины Шестаковой. Странно было бы представить, что мы не знакомы с такими явлениями и чувствами как "зависть", "болтовня", "горе", "сомнение", "соблазн", "тишина", "бесконечные возможности" …можем ли мы представить их в обычном потоке нашей суетливой жизни как графическое изображение? А зачем? На самом деле, как говорят многочисленные коучи, это очень важный момент бытийности – уметь определять и разрешить себе проживать свои чувства; выставка Ольги Крамс еще и про это. Мы видим в графике то, что переживаем (если замечаем этот спектр переживаний) ежедневно, например "злость" или "добро", но сами не проявляем это на художественном уровне. Здесь картины дают возможность увидеть то, что кажется невидимым, вытащить это непонятное в диалогичное движение. "Горе". Фото Оли Крамс Так зритель получает реальную возможность общения, возможность "исследовать и творить", используя инструменты художника. Арт-класс "Рисуем добрые эмоции с Олей Крамс", который прошел в рамках выставки, дал возможность участникам изобразить чувства, показать себе как выглядит "доброта" и "надежда" – эмоции, к которым мы привыкли и никогда раньше не видели, что они круглые и синие, квадратные и оранжевые, треугольные и фиолетовые… Еще один интерактив этого яркого события – это черный конверт на мольберте. - Выставка "Разговор с пустотой" должна была стать выставкой одной-единственной картины "Монолог" и диалога со зрителями. Первая идея – это идея невыраженного высказывания и ожидания диалога. Идея пустоты и идея всеобщего одновременно. Но в итоге получилась полноценная выставка, содержащая около сорока работ. Сама картина "Монолог" заняла центральное место выставки. Этой картиной я приглашаю к диалогу. Ведь чем иным является белая пустота листа, как неоформленным высказыванием, в конце которого обычно стоит точка. Оля Крамс Из черного конвертика художник забирал комментарии (размышления и впечатления от увиденного), чтобы потом (!) нарисовать серию работ к финисажу и поговорить со своим зрителем о такой непонятной, неправильной и абстрактной современной живописи. "Монолог". Фото Оли Крамс. - Когда мы видим криво висящую картину, нам хочется ее поправить, выровнять раму относительно линии горизонта. Но тогда линия, изображенная на картине, теряет свою вертикальную ориентированность. Необходимо ли быть ориентированным "как надо"? Выравниваясь для угоды чужим взглядам, не нарушаем ли мы собственный баланс? Оля Крамс Фото Оли Крамс. Что вообще такое собственный баланс, и как быть самим собой, даже если ничего не понимаешь? Надо ли сохранять вежливость, или можно хотя бы самому себе сказать, что ты не понимаешь то, что видишь, и эта граница не дает эмоциям принять увиденное? Эстетический ключ, который оригинальный и большой художник Оля Крамс дает этой экспозицией своему зрителю, как раз и может открыть для нас новую ориентированность и бесконечные возможности к новым горизонтам восприятия живописного текста.