Мэтр киргизского кинематографа отмечает юбилей
Народный артист Киргизии, заслуженный деятель искусств Киргизской ССР, режиссер Геннадий Базаров отмечает 80-летие. Он считается одним из основателей авторского кино республики. Геннадий Садырович и сегодня остается верным своей профессии. Многие его картины вошли в золотой фонд страны. На днях Геннадий Базаров побывал в гостях у "Российской газеты".
- Многие творческие люди в свой юбилей радуют поклонников сюрпризами. Вы тоже придерживаетесь такой традиции?
Геннадий Базаров: Честно сказать, я не большой любитель шумно отмечать юбилеи, да и на чужие редко хожу. Для меня это просто очередной день рождения, и мне привычнее принимать поздравления дома - от близких. Жена, думаю, приготовит что-нибудь вкусное. Она у меня потрясающая хозяйка. Но мои коллеги готовят что-то, правда, мне не говорят. Даже целый штаб организовали.
- Не возникает желания подвести какие-то итоги, проанализировать ошибки, удачи, сделать выводы?
Геннадий Базаров: Мои итоги - мои фильмы. В них смысл моей жизни.
Я ведь в кинематограф пришел, можно сказать, после школы. Устроился на киностудию рабочим, потом стал ассистентом оператора, а после - режиссера. Проработав так два года, поехал в Москву поступать во Всесоюзный государственный институт кинематографии, знаменитый на весь мир ВГИК. И поступил. У нас была объединенная мастерская, руководил которой Яков Сегель, где вместе учились режиссеры и актеры. Актерское мастерство нам преподавали два Бориса - Борис Бабочкин, который сыграл роль Чапаева, и Борис Чирков. Одна из его известных ролей - Санчо Панса в фильме "Дон Кихот". Мой сокурсник - Станислав Говорухин. Он у нас в группе был самым старшим.
- У вас много режиссерских работ, вы написали много сценариев, но нет ролей в кино. Никогда не хотелось сыграть самому?
Геннадий Базаров: Не было подобных амбиций. Я больше люблю писать и занимался этим еще в школе. Есть много опубликованных повестей и рассказов, сценариев, но самому становиться перед камерой почему-то никогда не хотелось. Была, правда, пара ролей в эпизодах, но я не актер. Это не мое.
- Вашей дипломной работой был фильм по произведению Чингиза Айтматова "Материнское поле". Что натолкнуло на этот выбор, как к нему отнесся сам Чингиз Торекулович?
Геннадий Базаров: Фильм по произведению он предложил снять сам. Для меня же это стало полной неожиданностью. Оказалось, он просмотрел несколько моих курсовых работ. Среди них были фильмы "Молитва", "Пауза" и еще некоторые. Наверное, они произвели на Айтматова впечатление, раз решил доверить съемки молодому режиссеру. Я ему сказал, что никогда не снимал большие фильмы, а только учебные работы. А тут произведение, которое уже гремело на весь СССР. "Материнское поле" ставили в самых популярных театрах Советского Союза. Но Чингиз Торекулович сказал: "Гена, ты справишься. Я знаю. Мы будем рядом". У него ко мне была единственная просьба снять в главной роли Толгонай народную артистку СССР Бакен Кыдыкееву. Для меня, вчерашнего студента, снимать актрису такого уровня было чем-то из разряда фантастики.
- Как складывались у вас отношения с известными актерами на съемочной площадке?
Геннадий Базаров: Первый опыт работы с известными артистами я получил благодаря "Материнскому полю". Когда пришел на съемочную площадку, слова не мог сказать. От волнения язык не слушался. Бакен Кыдыкеева подошла ко мне, отвела в сторонку и сказала: "Ты не смотри, что мы все тут народные и известные. Ты режиссер, говори, что нужно делать, а мы будем тебя слушать". Для меня ее моральная поддержка имела огромное значение. Я прислушался к ее совету, и это потом мне не раз помогало.
Кстати, большую роль в моей творческой судьбе сыграла и еще одна женщина из мира культуры. На втором курсе меня призвали в армию, и когда об этом узнал мой мастер Яков Александрович Сегель, то посадил в свою машину и повез к министру культуры Фурцевой. Там он мне велел ждать в приемной, а сам зашел в кабинет. Секретарша спросила меня: "Мальчик, вы откуда?" Я ответил, что из Киргизии. Она отреагировала восторженно: "Ах, у вас там министр культуры Кулийпа Кондучалова! Ее очень уважает Екатерина Алексеевна!" Помнится, я тогда прямо загордился. Потом позвали меня. Я увидел за столом потрясающе красивую женщину - Екатерину Алексеевну Фурцеву. Она выслушала мою проблему, спокойно взяла телефон и позвонила в министерство обороны. Вопрос о службе в армии отпал, и я продолжил учебу.
- Вы стояли у истоков киргизского чуда - феномена кино республики. Как и почему оно зародилось?
Геннадий Базаров: Я, скорее, был одним из основателей. Создавалось же оно при содействии Чингиза Айтматова, который возглавлял тогда Союз кинематографистов, он и доверил такое важное дело молодым. Чудо, если так можно выразиться, создавали дипломанты. Чуть позже они стали известными мастерами кинематографа. Среди них были Мелис Убукеев со своей дипломной работой - фильмом "Переправа", Андрей Кончаловский с "Первым учителем", Лариса Шепитько с картиной "Зной", Толомуш Океев с "Пастбищем Бакая", Болот Шамшиев с "Манасчи".
- Есть ли какая-то отличительная особенность у киргизского кино?
Геннадий Базаров: Самобытность и неповторимость. Это то, что сделало его узнаваемым в мире.
- Можно ли сравнить современный кинематограф с советским?
Геннадий Базаров: Все амбициозные режиссеры хотят снимать шедевры, но это дано не каждому.
Я считаю непревзойденными гениями кинематографа Сергея Эйзенштейна и Андрея Тарковского. Есть ли подобные им сегодня? В современном кинематографе, на мой взгляд, слишком много дилетантов, которые живут по принципу: деньги решают все. Почему-то нынешние режиссеры любят вставлять в картины постельные сцены, но при этом даже снять их толком не могут. Поэтому современное кино, если честно, я не воспринимаю и предпочитаю пересматривать старые советские фильмы.
- А как вы относитесь к телевидению? Не пробовали связать себя с ним?
Геннадий Базаров: Сам я телевизор смотрю редко, но веду на одном из телеканалов авторскую программу "Альтернатива". Она посвящена духовным ценностям, людям искусства. Кстати, в этом году программе исполняется четверть века. Вот это настоящий юбилей!
- С кем из российских коллег удалось поработать?
Геннадий Базаров: Одно время контактировал с Валерием Рубинчиком, со Станиславом Говорухиным. Великолепный сценарист Эдуард Володарский приезжал в Киргизию, когда я снимал фильм "Засада". Он писал для картины диалоги. Конечно, во времена СССР общаться было легче. Я мог приехать на любую киностудию и везде чувствовал себя своим. Вспоминаю это время с ностальгией.
Ключевой вопрос
- Удалось ли снять фильм, о котором мечталось больше всего?
Геннадий Базаров: Я не могу выделить из своих работ фильм, который бы назвал самым особенным. Мне одинаково дороги все картины, над которыми работал. Мои фильмы для меня как дети. Ни за один из них не стыдно. Думаю, потому, что в каждом из них удалось самовыразиться.