Открытый взгляд на перспективу
Конечно, утверждать, что голливудские фильмы сдают позиции, было бы огромным преувеличением. Этот случай единичный, побивший рекорды и в самой Индии. И у нас ленту можно посмотреть лишь в нескольких кинотеатрах, с субтитрами. Тем не менее новость дала мне повод познакомиться с современным индийским кинематографом, мимо которого я проходила, увлеченно рассматривая российский.
И оказалось, что кино аттракционов может быть снято не по комиксам, не по франшизе, не по межзвездным космическим путешествиям... Оно может быть вот таким — чуть сказочным, почти историческим, околомифологическим, свежим и легким, хоть в основе и лежат тяжелые события. Вот человек перекрикивает тигра, а другой врывается в толпу разъяренных людей, чтобы выполнить приказ, и всадник мчится так же быстро, как водитель мотоцикла. Бои, погони, любовь, танцы и песни — в индийском кино смешалось все. И эта смесь не кажется наивной или странной, просто немного непривычной. А когда просмотр завершен, с теплом думаешь: «Как здорово это было! Почему я не смотрела подобного раньше?»
Сейчас многие с сомнением и скепсисом говорят об импортозамещении кинопродукции. Но мне очень хочется видеть в ситуации, из которой мы вынуждены искать выход, возможность получения нового опыта. Хочется, чтобы границы в восприятии культуры стали гибче, более открытыми. Признаюсь, в моем киномире было три центра: свежее кино наших режиссеров, которое я смотрю, чтобы прочувствовать и обдумать сложные вопросы человеческих взаимоотношений; яркие американские фильмы, отлично подходящие, чтобы получить дозу адреналина в крови и полюбоваться качественной картинкой; тонкие европейские, помогающие выбить себя из колеи и ощутить новый вкус жизни. Но я не глядела на Восток, за исключением нескольких южнокорейских фильмов и сериалов, или на юг. А ведь там свои миры, свое кино...
Понятно, что на международных фестивалях вроде ММКФ можно было познакомиться с редкими и ценными образцами киноработ из стран, которые обычно остаются вне поля интереса массового российского зрителя. Но мне бы хотелось, чтобы теперь в наших кинотеатрах появился более широкий, пестрый выбор. И чтобы зритель XXI века начал приучать себя к эклектике киномира. Например, недавно я видела прекрасные европейские фильмы: из Австрии «Хинтерленд: город грехов», из Италии «Двойное счастье». Но даже их не назвать зрительскими. Не потому, что они так сложны для понимания. Но потому, что зритель привык идти в кино на знакомые фамилии, на то, о чем уже слышал раньше, о чем все говорят. А о том, что кажется нам экзотичным, мы ведь и не рассказываем, опасаясь, что не поймут или не примут.
Но, если говорить о свободе выбора, мне бы хотелось, чтобы в наше время человек научился позволять себе знакомство с новыми культурными кодами, заложенными в кинематографе разных стран, со вселенными не вымышленными, но вполне реальными, существующими на планете Земля. Чтобы зритель привыкал различать лица артистов разных этносов и национальностей, и за словосочетанием «мой любимый актер» имена Рам Чаран Теджа, Чхве У-щик звучали столь же легко и естественно, как, например, Райан Гослинг.