В России в этом году уменьшится число оригинальных сериалов и фильмов

Обновлено в 19:53

В России в этом году уменьшится число оригинальных сериалов и фильмов
© BFM.RU

В текущем году число оригинальных сериалов и фильмов, выпущенных в России, снизится. Причина — уход с рынка Netflix и заморозка затянувшихся проектов. Это прогнозы TelecomDaily, которые публикует газета «Коммерсантъ».

За прошлый год рынок стриминга показал серьезный рост: российские онлайн-кинотеатры выпустили 74 собственных проекта против 20 в 2020 году, а инвестиции в это направление выросли почти в пять раз. В 2021-м по числу премьер лидировала платформа Start — у нее было 22 проекта, на втором месте Kion — 14 проектов, у Premier их было десять. На фоне отсутствия доступа к зарубежным премьерам онлайн-кинотеатрам придется привлекать пользователей за счет своего уникального контента. О том, что будет дальше с его производством, рассуждает Дмитрий Добужинский — продюсер, гендиректор компании Park Production, которая занимается производством кино, сериалов и рекламы:

Дмитрий Добужинский продюсер, гендиректор компании Park Production «Что будет — этим вопросом задаются все меня окружающие продюсеры. Что касается рекламы, ее стало радикально меньше, а вот что касается кино — пока ни один из проектов, которые в работе, не остановился. Про кино, я говорю, вообще кино и сериалы. Продукты для платформ. Более того, оживились какие-то телевизионные каналы, которые тоже хотят больше снимать, потому что все понимают, что сейчас контент понадобится. Я помню, разговаривали как раз с Business FM по поводу кризиса кадров в прошлом году. Честно, я его не заметил, потому что, с моей точки зрения, хороших сценаристов было мало всегда. Я подозреваю, что сейчас дефицита совсем нет. Все равно, несмотря ни на что, большое количество картин, сериалов на какое-то время встали начиная с февраля по разным причинам. Кадров стало больше, безусловно, и они стали дешевле».

Ассоциация «Интернет-видео», в которую входят многие российские онлайн-кинотеатры, предложила правительству снизить НДС для них с 20% до 10%. Также в письме предлагается принять антипиратский законопроект, который предписывает во внесудебном порядке удалять из поисковой выдачи ссылки на незаконно размещенный контент. Что касается текущей ситуации, то производственный цикл любого сериала от разработки проекта до выпуска — минимум год. То, что было запущено в основательное производство, мало кто решается остановить, отмечает операционный директор «Марс медиа интертейнмент» Владимир Лапин:

— Если условно какой-нибудь капиталоемкий проект еще не успел зайти в серьезную стадию, то, конечно, такие проекты могут быть подвешены, если заказчик не гарантировал все инвестиции, которые должен сделать на этапе съемок.

— Меняются ли бюджеты новых, текущих проектов, серьезно ли сокращаются?

— Все стараются быть достаточно гибкими, потому что никто, в общем-то, до конца не понимает, куда свернет отрасль в ближайшее время. Западные компании, которые лицензируют контент, приостановили работу российских офисов, соответственно те сделки, которые по лицензированию были заключены ранее, пока действуют, но что с ними будет в ближайшее время, тоже никто не знает. Наличие западного контента — большой фактор для потенциального зрителя, вообще платить или не платить за подписку.

— Как вы думаете, ждать ли роста стоимости подписок в онлайн-кинотеатрах?

— У нас потенциальный зритель привык, что, например, за просмотр разного рода телевизионного контента он не платит. За последнее время благодаря тому, что платформы делали оригинальный свой контент, у них было большое количество западного контента, в целом привычка начала меняться. Что будет со зрителем в ближайшее время, принимая во внимание, что покупательная способность, безусловно, не растет сейчас, я думаю, что все-таки покупка подписок на онлайн-кинотеатры, тем более что, в общем-то, существует торрент, в ближайшее время такие траты у пользователей могут стать в списке приоритетов далеко не на первом месте, подъем цен лишь отпугнет аудиторию.

Что будет с качеством и количеством сериалов на российских стримингах в свете сложившийся ситуации? На год-полтора запасы контента есть, никаких изменений не предвидится. А дальше компетенций российских производителей должно хватить на создание достойного продукта, считает редактор портала Film.ru Евгений Ухов:

Евгений Ухов редактор портала Film.ru «Сейчас ситуация будет в корне меняться с тем, что будет уходить запуск производства. Уже по этому поводу были определенные новости, разговоры, уже встречи и наших продюсеров, наших режиссеров и с министерством культуры, и с различными представителями какого-то властного порядка в нашем кино. Понятно, что сейчас, во-первых, всем придется ужиматься, видимо, в какой-то степени финансово, наверное, не стоит ожидать, что в ближайшее время будут запущены проекты какие-то масштабные, требующие зарубежных съемок или каких-то огромных спецэффектов. Все будет несколько проще, все будет несколько компактнее, локальнее, но это не означает, что все будет плохо. Потому что в эти несколько лет, которые у нас прошли в достаточно уверенном развитии, позволили подготовить и хорошие команды, и хороших сценаристов, и хороших режиссеров. Они умеют делать сейчас продукт, может быть, не столь финансово масштабный, но при этом интересный, при этом умный».

В прошлом году бум оригинального контента для российских стримингов сопровождался дефицитом кадров на рынке. Не хватало даже каскадеров. У сотрудников креативного сектора — режиссеров, операторов, актеров — серьезно росли гонорары. Кроме того, по оценкам TelecomDaily, стоимость услуг, связанных со съемкой, за год выросла до 30%, отмечает «Коммерсантъ». В первом квартале текущего года игроки рынка уже заметили существенный рост на расходы по строительству декораций, пластический грим и жесткие диски для записи и хранения материала.