Священники рассказали, как правильно подготовиться к исповеди
Великий пост близится к концу. Но еще осталось больше двух недель на то, чтобы подготовиться к самому главному празднику церковного года – Пасхе, а также исповедоваться и причаститься. Однако исповедь для современного человека может быть очень трудным делом. Далеко не все, кто время от времени бывает в церкви, регулярно исповедуются. О том, как правильно исповедоваться, в интервью Mir24.tv рассказали православные священники – иерей Храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке Дмитрий Николаев и духовный попечитель Преображенского православного братства Георгий Кочетков.
Предположим, что человек не ходит в храм, а молится дома. Зачем ему приходить на исповедь, какую цель он должен перед собой ставить?
Отец Дмитрий Николаев: –Когда болит зуб, то цель одна – чтобы он не болел. Обычно, если человек приходит на исповедь, то с чем-то, что ему кажется очень важным. Совесть ему подсказывает, что он живет не так. Иногда подразумевается что-то конкретное, чаще – общее состояние, понимание того, что все рушится, но выход из этого неведом. Если человек пришел на исповедь, то это не просто так, его привел Бог. Это значит, что в его жизни наступило время перемены, что с этого момента жизнь уже не может идти так, как шла раньше. У человека начинается новый этап в его взаимоотношениях с Богом.
О тех, кто не приходит, говорить сложно. Что мы можем им сказать? У них все хорошо. Они сильны и величавы. Они знают, как жить в материальном мире. Но штука в том, что дорога эта рано или поздно упирается в непроходимую стену. Потому что человек создан для большего и призван не только ходить, но и летать. А если ему пока не надо, то бессмысленно его уговаривать. Можно пробовать заронить в его душу семя веры, но не словами, а личным примером. Тогда оно прорастет.
Что нужно знать об исповеди и нужно ли как-то готовиться к ней?
Отец Георгий Кочетков: Главное, чтобы человек был верующий, тогда исповедь имеет смысл. А ходит он в храм постоянно или изредка, это уже другой вопрос. Вера – вещь неформальная, важно, насколько человек готов быть открытым и честным перед Богом, перед своей совестью. Покаяние, исповедь предполагают прежде всего открытость и честность.
В идеале один из основных моментов подготовки к исповеди заключается в том, что человек должен сделать все, чтобы исправиться. Если ты согрешил против конкретного человека – подойди и попроси у него прощения. Если сделал что-то неправильно – постарайся исправить ситуацию. Но всякий наш грех – прежде всего грех перед Богом. Поэтому нужно попросить прощения в первую очередь у Бога и получить это прощение.
Насколько подробно надо исповедоваться, стоит ли написать записку?
Отец Георгий Кочетков: На исповеди надо быть лаконичным, говорить по сути. Не надо описывать все обстоятельства совершения греха, его последствия и так далее. Тем более что это может привести к серьезным переживаниям, а требуется именно покаяние. Нужно точно назвать грех своим именем, не преувеличивая и не преуменьшая, не используя обтекаемые формулировки. Вести себя нужно искренне, открыто и скромно. Покаяние есть покаяние, хвастаться грехами ни один нормальный человек не будет. Разговаривать со священником надо просто, уважительно, но коротко, по существу, говоря о том, ради чего ты пришел – о своих грехах. Исповедь – это не духовная беседа. Беседа по проблемам духовной жизни – это один сюжет, а покаяние, исповедь пред Богом – совсем другой. Эти вещи не надо путать.
Написать записку очень полезно, она называется покаянной грамотой. Только делать это надо неформально – не писать все подряд, если где-то помыслом или каким-то минутным желанием искусился. Совсем хорошо делить покаянную грамоту на две колонки – в одной писать грех, а в другой – как собираешься его исправлять: это уже начало деятельного покаяния.
И не стоит пользоваться книжечками, которые сейчас издали в очень большом количестве как бы в помощь кающемуся. Чаще всего это плохие книжечки, потому что они совершенно обезличенные. У каждого человека есть голос совести и разума – им и надо пользоваться.
Отец Дмитрий Николаев: Никакого специального языка не требуется. Если человеку есть что сказать, если у него есть мысли и переживания, то он сможет их облечь в слова. А если сказать ему нечего, то можно обложиться формулировками, а толку не будет. Наоборот, какие-то специальные термины иногда даже вредны, потому что за ними можно спрятаться. А Богу надо свое сердце принести, а не формулировку. Важно понимать, что на исповеди мы стоим перед самим Христом.
Что делать, если человек, пока готовился, испытывал раскаяние, а встал перед священником – и ничего не чувствует?
Отец Дмитрий Николаев: Ничего страшного в этом нет, обычная ситуация. Важно, что человек уже прочувствовал покаяние и зафиксировал это и в сердце своем, что опыт этого покаянного чувства у него уже есть. Мы же не можем плакать по заказу. Это все очень интимные вещи.
Может ли быть такое, что человек пришел на исповедь, а батюшка ему грехи не отпустил?
Отец Дмитрий Николаев: Нет, этого быть не может. Если человек кается, то как это, чтобы ему грехи не отпустили? Бывают, конечно, случаи, что человек пришел вроде на исповедь, но совсем не исповедоваться. Он считает, что у него грехов нет, но ему надо пройти некий ритуал, и батюшка над ним должен прочесть молитву. Но если человек ни в чем не кается, то в чем его прощать? Можно и молитву прочесть, в ней говорится о прощении грехов. Но рядом с двумя людьми стоит Третий. Сам Господь, и все это слушает. Потому исповедь и называется таинством.
Впрочем тот, кто считает, что он не грешен, как правило, до исповеди не доходит. А если человек пришел, то, хотя он себя и может убеждать, что у него все в порядке, но в глубине души он все же понимает, что это не так.
За какой срок нужно исповедоваться? И что делать, если каешься, но понимаешь, что с какими-то грехами распроститься навсегда не сможешь?
Отец Георгий Кочетков: Если человек живет по-христиански, старается не совершать тяжких грехов и регулярно исповедуется и причащается, то нужно принести покаяние за грехи, совершенные с момента прошлой исповеди: за неделю, месяц, год – тут у каждого свой ритм. Нужно вспомнить и самое острое, что больше всего тревожит совесть, и то, что было актуально в последнее время. А если человек пришел на исповедь первый раз, можно принести покаяние и за всю жизнь. Конечно, невозможно вспомнить все. Но нужно назвать то, что лежит на совести, что ее гложет и беспокоит человека очень серьезно и от чего он хотел бы навсегда освободиться.
Конечно, есть грехи, в исправлении которых поставить точку вообще невозможно, они всегда будут беспокоить человека. Скажем, можно каяться в гордыне, в недостатке смирения, но нужно понимать, что это может повторяться каждый день. Поэтому надо осознавать, в каких ситуациях и поступках эта гордыня проявилась, чтобы стараться подобных ошибок не совершать.
Есть грехи, особенно этического свойства, которые связаны с нарушением десяти ветхозаветных, библейских заповедей, в их числе воровство, измена, предательство, кощунство, непочитание старших, поклонение вместо Единого Бога другим богам. В том числе поклонение таким вещам, как карьера, семья, здоровье, деньги. Ничего плохого в этих ценностях самих по себе нет, но когда человек ставит их на первое место в жизни, они становятся идолами, о которых и сказано в Библии. В таких грехах нужно каяться так, чтобы больше их не повторять. И у человека на исповеди, во время таинства покаяния, появляются на это силы. Для этого человек и кается, чтобы грехи не повторялись, чтобы четко понять, где граница, которую переходить нельзя.
Надо ли искать для исповедей какого-то одного священника или каждый раз приходить к разным – это нормально?
Отец Дмитрий Николаев: Это кто как устроен: кто-то ходит к разным, кому-то нужен один. Но еще бывают и периоды. Вроде ходит человек к одному батюшке, а потом раз – и опять в поиске.
Конечно, желательно найти такого священника, с которым у вас получится контакт, и именно из такого контакта постепенно вырастают отношения духовника и духовного чада. Если священник постоянно один и тот же, то он – как врач, который ведет больного и знает его историю болезни. А вот если человек согрешил в чем-то таком, в чем ему стыдно признаться перед знакомым батюшкой, и он начинает бегать к другим, то это уже лукавство и малодушие.
Во-первых, батюшка ничего не подумает, его сложно чем-то удивить. Бояться нечего. А вот эти мысли – они мешают, толкают человека, чтобы он пошел по пути наименьшего сопротивления, к другому батюшке, чтобы было полегче, не так стыдно. Но ведь вся сила покаяния – в стыде. Не зря говорят, что грехи в стыде сгорают. И это очень важно!