Фильмы
ТВ
Сериалы
Актеры
Тесты
Фото
Видео
Прямой эфир ТВ

Почему Леонид Гайдай отказался снимать Труса, Балбеса и Бывалого

Каким бы невероятным ни выглядел сюжет «Кавказской пленницы»(6+), которой 3 апреля исполнилось 55 лет, в его основу лёг абсолютно реальный факт. Всё началось с заметки в одной из газет. Там рассказывалось, что какой-то районный начальник пытался похитить приехавшую в гости девушку и сделать её своей женой. Как создавалась народная комедия и почему после «Кавказской пленницы» больше не снимал легендарную троицу? Студентка, комсомолка… Большинство ролей в фильме писались под уже конкретных актёров – , , . Последнего Леонид Гайдай заприметил в фильме «Время летних отпусков», где актёр тоже играл «южного человека». А вот актрису на роль Нины искали долго. В кинопробах участвовали около 500 актрис. В их числе были признанные красавицы советского экрана – , , , , . порекомендовал тогда ещё начинающий режиссёр . Актриса в ту пору работала в цирковой труппе. Легенда гласит, что на пробах Гайдай робко спросил молодую актрису, может ли она раздеться до купальника. Как вспоминала сама Наталья Варлей, для неё купальник был повседневной цирковой формой. Поэтому просьбу режиссёра она выполнила без раздумий. Все вокруг ахнули, и Варлей утвердили. Правда, отсутствие актёрского опыта сказалось при озвучении. И в результате Нина разговаривает голосом . Не так давно Наталья Варлей в одной из телепередач заявила, что Гайдай пошёл на это потому, что она отвергла его ухаживания. Однако желающих поверить в эту версию не нашлось. Птичку жалко Изначально Леонид Гайдай был решительно против участия Труса, Балбеса и Бывалого в своей новой картине. – Он же с ними уже снял два фильма и считал, что они себя исчерпали. А мы – я, мой соавтор Слободской и директор «Мосфильма» Пырьев – всё-таки уговорили его ещё раз попробовать, – рассказывал нам в своё время сценарист легендарной картины Яков Костюковский. Правда, по слухам, и не горел желанием сниматься в новой комедии. Говорят, что ему не понравился сценарий, многое в нём казалось артисту нарочитым, и в успех картины он не верил. Сценарист картины эти слухи решительно опровергал. – Это откровенная неправда, – уверял нас Яков Аронович. – У Никулина были замечания по сценарию, но сниматься он не отказывался. Он боялся, что график гастролей в цирке (это тогда для него было главным) может помешать съёмкам. Но он от съёмок не отказывался. Позже Гайдай, по словам сценариста, признал, что тройка в «Кавказской пленнице» пришлась ко двору. Но больше он её никогда не снимал. Возможно, главной причиной стало то, что именно на «Кавказской пленнице» Гайдай окончательно разругался с , отношения с которым уже давно были натянутыми. По воспоминаниям самого режиссёра, актёр однажды пришёл на съёмочную площадку с поклонницами. Гайдай тут же потребовал убрать всех посторонних. Моргунов в ответ бросился на него чуть ли не с кулаками. И тогда Гайдай при всех схватил режиссёрский сценарий и демонстративно вычеркнул из него все сцены с Бывалым. «Всё, отправляйте Моргунова в Москву. Сниматься он больше не будет», – объявил он директору. Правда, в оставшихся сценах Моргунов всё же отработал, но отношения с Гайдаем у него так и не наладились. – Это правда, – подтвердил нам существование этой ссоры Яков Аронович. – Отношения между ними были натянутые. Но тут не всё так просто. Да, Моргунов был непростым человеком, со своими амбициями. И всё же не стоит делать из него негодяя. Он был неоднозначной фигурой. Но человеком он был талантливым: потрясающим пианистом, эрудитом. Хотя со сложным характером. Но и сам Гайдай был непростым человеком. И у него был сложный характер. Но я когда-то уже говорил, что простые люди Гайдаями не бывают. …Знаменитая музыка могла в фильме и не появиться. По крайней мере, Леониду Гайдаю решительно не понравились написанные композитором мелодии. Тот обиделся и отказался работать с Гайдаем. – Гайдаю не понравилась музыка, – рассказывал нам подробности конфликта Яков Костюковский. – Он обвинил Зацепина в том, что тот якобы даёт отходы. Хотя он давал первоклассную музыку. Зацепин обиделся и решил уйти из фильма. Пырьев послал меня в Алушту, где в это время была съёмочная группа. И я попытался примирить Гайдая с Зацепиным, насколько это было возможно. К тому же музыка понравилась всем артистам – это был аргумент. И Гайдай в этом плане проявил мудрость и великодушие. Потом он признал, что музыка очень хорошая. И на «Бриллиантовой руке» у них с Зацепиным уже никаких недоразумений не было. Аполитично рассуждаешь «Кавказская пленница» пробивалась сквозь цензуру мучительно. – Из всех фильмов Гайдая она проходила труднее всего, – вспоминал Яков Костюковский. – Столько было нареканий, глупых и несущественных. Считали, что мы милицию обидели и прокуратуру. Я уже не говорю о том, что у нас студента-очкарика сажают в психушку. В то время КГБ ещё как сажало в психушку диссидентов, интеллигенцию. Словом, фильм вызывал нарекания от начала и до конца. Киночиновники придирались даже к текстам песен. Так, в первом варианте песни «Где-то на белом свете» была строчка «чешут медведи спину о земную ось» вызвал массу придирок. – Начальство говорило, что эта строчка о каких-то блохах напоминает, дескать, иначе почему эти медведи чешутся? Придумывали идиотские доводы. И тогда мы вместе с Дербенёвым заменили «чешут» на «трутся». А уж в любимой народом песне о султане киноначальство и вовсе углядело пропаганду аморального образа жизни и потребовало вырезать её из фильма. В итоге удалось отстоять только два первых куплета, остальные зрители так и не услышали. Впрочем, были нарекания и посерьёзнее. Так, внезапно для самих сценаристов оказалось, что фамилия «товарища Саахова» очень похожа на фамилию руководителя партийной организации «Мосфильма» Саакова. Последний решительно потребовал переозвучить картину. – Гайдай даже нас не предупредил, что это был такой секретарь парткома на «Мосфильме», который ему характеристику, что ли, не ту написал, – вспоминалКостюковский. – Был грандиозный скандал. Но это разрешилось благополучно. Говорят, спас положение Юрий Никулин, который отправился к тогдашнему министру культуры Фурцевой. Убеждая министершу, актёр напирал на то, что переозвучка фильма повлечёт дополнительные громадные расходы государственных средств. Демагогический приём увенчался успехом – Фурцева запретила переозвучивать картину. Немало нареканий комедия вызвала и у худсовета студии. Сегодня просто смешно читать стенограмму его заседаний. Больше всего нападок досталось знаменитой троице, которая, по мнению членов худсовета, слишком много кривлялась и тормозила действие. Досталось за кривлянье и Александру Демьяненко. Так, уверял, что музыка Александра Зацепина неудачна и «написана в стиле Таривердиева и кажется устаревшей, вторичной». Общий вывод членов худосвета был таков: «Картина получилась, но это не лучший фильм Гайдая…» Неизвестно, как сложилась бы судьба комедии, если бы в тот же день после разгромного худсовета в Госкино не позвонили от Брежнева и не попросили что-нибудь посмотреть на выходные. Случайно на правительственную дачу отправили «Кавказскую пленницу». После выходных в Госкино позвонил лично генсек и поблагодарил за прекрасную комедию. – И если бы не Брежнев, то фильма бы просто не было, – рассказал нам Яков Костюковский. – На приёме фильма Романов (член Политбюро. – Н.П.) сказал, что эта антисоветчина выйдет только через его труп. А я тихонько сказал Трубоцкому, я не думал, что Романов услышит: «Это тоже вариант». Тот жутко разозлился, сказал, что это политическое хулиганство, и готовил нам всякие кары. Но после того как этот фильм понравился Брежневу, Романов, естественно, переменил своё мнение. …Зрители же приняли новое творение Гайдая с воодушевлением. «Кавказская пленница» снискала оглушительный успех, которым будет пользоваться, наверное, ещё не одно десятилетие. Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, что не увидели зрители народной комедии .

Почему Леонид Гайдай отказался снимать Труса, Балбеса и Бывалого
Фото: Нижегородская правдаНижегородская правда