Как на Украине воюют с историей
На Украине запретили закрытый показ этого кино. Историческая правда бывает очень неудобной. Насколько этот фильм достоверен, рассказывает историк, главный редактор познавательного телеканала ВГТРК "История"" Алексей Денисов.
Как вам кажется, почему появился этот фильм?
Алексей Денисов: Потому что даже на фоне кровавых событий Второй мировой войны Волынская резня, устроенная последователями Бандеры в нескольких регионах Западной Украины, стоит особняком. Историками она рассматривается как чудовищного масштаба этническая чистка. Ведь было вырезано и зачищено (а кто-то сумел и сбежать), по разным оценкам, от 60 до 100 тысяч человек польского населения. Именно вырезано в прямом смысле этого слова. В фильме, например, есть сцена, где во время греко-католической службы украинский священник освящает топоры, вилы, косы, серпы и ножи для забоя скота, которыми украинцы сейчас пойдут резать польских соседей. Этническая чистка с особым, извращенным зверством.
Насколько исторически достоверно это кино?
Алексей Денисов: Как рассказывал режиссер Войцех Смажовский, на съемках всегда присутствовал профессиональный историк. В Польше хорошо исследована эта тема. Ученые признают, что научная литература о Волынской резне - это книги не для слабонервных людей, скорее для патологоанатомов. Там рассказывается об изощренных пытках, садистских издевательствах над беременными женщинами и грудными детьми, стариками...
Кадры из фильма "Волынь": украинские националисты заворачивают в стог сена польского ребенка и поджигают. Фото: filmwolyn.org
А мы удивляемся тому, что творят нацбаты с нашими пленными...
Алексей Денисов: Они прямые наследники бандеровцев. Знаете, эти пытки превосходят всякое воображение. Я как историк объясняю их теми жуткими комплексами, которые формировались у части украинского населения на территории Галиции, Волыни во время Австро-Венгерского или польского владычества, когда это были в общем-то люди второго сорта. Они не смогли полностью переформатироваться в чуждую культуру, и результат унижений и обид выплеснулся наружу. На эту очень благодатную почву легли идеи украинских националистов Донцова, Бандеры, Мельника о том, что украинская нация должна быть расово чистой и главной. "Слава нации, смерть врагам!" Их лозунги.
Как приняли премьеру картины "Волынь" в Польше?
Алексей Денисов: В Польше он прошел с грандиозным успехом. Премьера картины состоялась на 41-м кинофестивале в Гдыне. И взяла множество наград. Фильм был номинирован на премию "Золотые львы", которую называют "польским Оскаром", и получил три награды: за операторскую работу, лучший дебют и лучший грим. Также "Волынь" удостоилась премии председателя Польского телевидения в размере 100 тысяч польских злотых и награды Союза польских киносценаристов за 2016 год "Золотая лента". Один из кинокритиков отметил, что фильм послужит предостережением от того, что может произойти при националистической мобилизации масс и разжигании шовинизма. Однако острота темы довольно долго отпугивала потенциальных спонсоров картины. Чтобы ее закончить, создателям пришлось создать фонд и начать сбор средств среди зрителей.
Польский журнал WSieci тогда писал: "Смажовский взрывает мину, сила действия которой со временем только возрастала, и если бы не фильм, увеличивалась бы и дальше. Ведь культ УПА (запрещена в РФ) на Украине усиливается и расширяется. А с польской стороны усиливается фрустрация, связанная с этим культом и ощущением, что тему геноцида на Волыни пытаются разными способами заглушить".
Даже на фоне кровавых событий Второй мировой войны Волынская резня, устроенная последователями Степана Бандеры в нескольких регионах Западной Украины, стоит особняком
В 2017 году картину посмотрели "узким кругом" в рижском кинотеатре Splendid. Чешское телевидение показало фильм, чем вызвало протест украинского посла. В честь празднования 100-летия независимости Польши в рамках цикла "Великая история на большом экране" фильм "Волынь" собирались показать в Венгрии. Рекламировали "Волынь" и в Нью-Йорке. Но в широкий прокат фильм так нигде и не пошел. Его показывали в основном в польских культурных центрах, отдельных кинозалах и киноклубах. При этом везде его показ пытались сорвать, иногда в этом участвовали дипломаты и посольства Украины.
Кто в "Волыни" играл украинцев?
Алексей Денисов: Режиссер фильма "Волынь" очень мужественный человек. Он пригласил сниматься и украинских актеров. Некоторые, прочитав сценарий, отказались. Режиссер ответил: это ваш выбор, но все в фильме сделано в строгом соответствии с историческими документами и фактами. К слову, там есть и сюжет о включении этих земель в Советский Союз. Про выселение и раскулачивание богатых поляков. Но это проходит только небольшой краской, основная тема - это украинский национализм, который как трансцендентальное чудовище пожирает и уничтожает все вокруг себя.
Потрясает сцена убийства польского поэта и офицера Армии Крайовой - подпоручика Зигмунта Румеля, который по поручению польского правительства в Лондоне прибыл на переговоры с бандеровцами. Он был без оружия, потому что так договорились с украинцами. Но те лишь воспользовались его честностью, связали и разорвали лошадьми. Это почти документальное кино.
А его восприняли на Украине?
Алексей Денисов: Как только фильм появился, власти уже победившего майдана - европейского и "сверхдемократичного" - тут же его запретили. Был запрещен даже закрытый просмотр в Киеве. Несмотря на то, что фильм был снят в стране НАТО и Евросоюза, которая очень активно поддерживала майдан. Есть такая историческая правда, которая абсолютно неприемлема для тех, кто создает новую псевдоисторическую украинскую реальность. Она скорее виртуальна, потому что возводится на нескольких абсурдных принципах: "Этого не могло быть, потому что этого не должно быть", "Мы самые великие, умные, древние". Поэтому фильм этот на Украине так и не показали. Очень жаль. Режиссер Войцех Смажовский объяснял, что снял его для того, чтобы вместе с украинцами преодолеть этот кровавый рубеж памяти и, осмыслив, стремиться к добру и миру. Но, видимо, договориться с хищниками о том, что нужно стремиться к добру и миру, невозможно. То, что происходило с исторической памятью с начала 90-х годов прошлого века на Украине, требует еще очень серьезного исследования. После 2014 года, когда там произошел государственный переворот, псевдонаука и бандеровская пропаганда, - все это понеслось как снежный ком, получив статус единственной верной "линии партии" имени националистов Степана Бандеры и Романа Шухевича. О чем вообще можно говорить, если Шухевич, служивший нацистам, получавший деньги от абвера, занимавшийся убийствами и террором мирного населения, получает при Ющенко статус героя Украины? Какая историческая память? После этого можно, конечно, и памятники Ленину сносить, а ведь он создатель современного украинского государства в тех границах, в которых оно пока существует. А потом и памятники советским воинам, освобождавшим Украину от гитлеровцев, и другим героям, которые не вписываются в новую концепцию украинской истории.
Алексей Денисов: В книге для украинских школьников об участниках массовых убийств пишут, как о героях. Фото: Олеся Курпяева/РГ
Как вам кажется, какие просчеты допустила в свое время советская власть, что из любимого ребенка - "советской Украины" - получился такой монстр?
Алексей Денисов: В состав Украины по решению Ленина были переданы огромные территории, в частности Донецко-Криворожская республика. Это было сделано, чтобы разбавить сельское население промышленным пролетариатом. Более сознательным, более передовым, как считалось. А украинские большевики получили право на проведение там украинизации. И с середины 20-х годов началась, как при петлюровцах, замена русских вывесок на украинские, сокращение количества газет и журналов на русском языке. Было даже издано постановление, согласно которому госслужащих не брали на работу, если они не владеют украинским языком. Перевели на мову весь документооборот. И это в исторически русских городах.
Одним из проводников такой политики был выходец из Украины - Лазарь Каганович. Известна его речь о повсеместном усилении борьбы с русским шовинизмом. Это была марксистско-ленинская концепция, где считалось, что Российская империя - тюрьма народов. И теперь она должна компенсировать всем за счет своих территорий, своей экономики это вековое угнетение.
То, что произошло с Украиной, это отчасти последствия того насильственного эксперимента. До советского периода Малороссия насчитывала всего шесть губерний. К ней присоединили все, что отвоевала когда-то Екатерина II с Потемкиным. Затем Сталин присоединил огромные области, входившие веками в состав Австро-Венгрии и Польши. Сшить на живую это удалось, потому что было мощное государство, которое контролировало всю территорию. Потом Хрущев подарил Крым. Но как только это государство рухнуло и ослабло, все начало заражаться радикальной националистической идеологией, привнесенной с территорий Галиции, где она насаждались еще с XIX века. В том числе и благодаря таким украинским историкам, как профессор Михаил Грушевский, который утверждал, что украинцы и русские - разный народ.