Весело и страшно. Foo Fighters сняли невероятный треш-хоррор с собой в главных ролях. Почему это очень обаятельно?

В сети вышел фильм «Студия 666» — несусветный пародийный хоррор, не только придуманный лидером Foo Fighters Дейвом Гролом, но и задействующий группу в ролях самих себя, столкнувшихся с дьяволом рок-н-ролла. «Лента.ру» рассказывает, чем это сомнительное на первый взгляд треш-предприятие лучше многих серьезных фильмов ужасов.

Весело и страшно. Foo Fighters сняли невероятный треш-хоррор с собой в главных ролях. Почему это очень обаятельно?
© Lenta.ru

Алчный продюсер Джереми Шилл (Джефф Гарлин) требует, чтобы подопечная ему группа Foo Fighters поскорее записала десятый альбом и помогла ему выбраться из долговой ямы. Музыканты прячут глаза, и только лидер коллектива Дейв Грол не очень убедительно твердит, что музыка «уже у него в голове». Чтобы потянуть время, Дейв просит Джереми найти для записи какое-нибудь особенное место — наподобие особняка, в котором писали четвертый альбом Led Zeppelin. Продюсер реагирует моментально и отправляет группу в калифорнийский Энсино, где как раз давным-давно пустует подходящее помещение.

Здание оказывается с историей: когда-то здесь в полном составе погибла подававшая большие надежды в 90-е группа Dream Widow. Погибла при таинственных обстоятельствах. По легенде, в вокалиста ансамбля вселился дьявол, и он сначала перебил товарищей, а потом, сообразив, что натворил, выбросился в окно с петлей на шее. У Foo Fighters, впрочем, есть дела поважнее, чем защита от темных сил, хотя почти сразу по прибытии гибнет техник группы по имени Крюг Ягермайстер (в этой роли снялся гитарист Slayer Керри Кинг). Песни не пишутся, у Грола явный творческий кризис, а контракт уже подписан... И вот в одну из первых ночей на новом месте Дейв отправляется в подвал, где находит катушку с незаконченной записью Dream Widow, включив которую не только получает заряд вдохновения, но и заражается дьявольскими силами. Теперь его задача заключается не столько в том, чтобы сочинить собственный альбом, сколько в завершении работы Dream Widow, которое гарантирует открытие адских врат нараспашку.

В современной гитарной музыке нет, пожалуй, человека более активного и фонтанирующего идеями, чем Дейв Грол. Вот некоторые его достижения только за последний десяток лет. Он записал со своей группой альбом-посвящение главным музыкальным столицам Америки Sonic Highways, да еще и снял про это одноименный сериал для HBO. Он записал барабанные партии для нескольких групп рангом пониже (включая Queens of the Stone Age), а у других (как Cage The Elephant) неоднократно подменял на концертах захворавших ударников. Наконец, он создал проект Play, пропагандирующий музыкальное образование для детей, и в качестве его рекламы записал двадцатиминутную сюиту, где лично сыграл на всех инструментах. И это не считая исправного выпуска альбомов своей группы и обязательных мировых турне. Проще говоря, Грол — спаситель и оправдание рок-н-ролла в его классическом понимании, уже давно не барабанщик Nirvana, который что-то там сочиняет, а лидер одной из главных группа мира.

Причина такой бешеной работоспособности волосатого джентльмена на шестом десятке — в довольно точном понимании и абсолютной вере в стиль и дух того, чем он занимается. Спасительной функции рок-музыки, в частности, была посвящена колонка, которую Грол написал в разгар пандемии, обещая скорое возвращение живых концертов и объясняя их жизненную необходимость для современного мира.

Именно поэтому олицетворением этой музыки часто видят дьявола, а хоррор, соответственно, оказывается наилучшим жанром для ее экранизации. Грол знает это давно и лучше многих — он, собственно, даже играл рок-дьявола в мюзикле «Выбор судьбы», который сняли его друзья Джек Блэк и Кайл Гэсс, которые время от времени выступают и записывают альбомы как комический рок-дуэт Tenacious D. Сейчас понятно, что это была всего лишь разминка, а Дейв неслучайно уже несколько лет пробует свои силы в качестве режиссера музыкальных видео.

В «Студии 666» Грол формально значится автором истории. Но постановкой занимался некий Б. Дж. МакДоннел, единственной большой киноработой которого является фильм «Топор 3». В остальное время МакДоннел работал видеографом у Slayer — судя по всему, на проект его взяли из-за того, что он понимает дух происходящего и не путается под ногами с какими-нибудь смелыми идеями. Иными словами, прежде всего это максимально личный проект, а трешовость в таких произведениях часто является синонимом человечности. И Грол действительно по обыкновению вложил в картину всю душу, начиная с названия: домашняя студия Дейва называется «Студия 606» (у него на руке даже есть соответствующая татуировка). Кроме того, в рамках расширения мультимедийности в день интернет-релиза фильма выпустили воображаемый и как бы незаконченный альбом группы Dream Widow, записанный, разумеется, Foo Fighters. Поскольку выход фильма в сети совпал с трагической смертью барабанщика группы Тейлора Хокинса, это стало еще и последней его законченной записью. На официальных российских стриминговых платформах альбом в данный момент, разумеется, недоступен.

Музыка здесь вообще крайне важна. Тему для фильма сочинил великий Джон Карпентер (корифей хоррора традиционно пишет саундтреки к своим фильмам, благодаря чему небезосновательно считается еще и выдающимся кинокомпозитором). Поучаствовал в создании саундтрека и блестящий сессионный барабанщик Рой Майорга, который в свободное от игры в Ministry и Stone Sour время неравнодушен к синтезаторам.

Все это лишний раз указывает на безупречное чувство стиля Грола, которое не стоит путать со вкусом — дурновкусие здесь осознанное, в том числе и в кинематографической части. «Студия 666» — это замечательно исполненный грайндхаус-ужастик. Здесь хватает смешного, а кишки и сожженные тела выглядят демонстративно бутафорскими. В то же время много здесь и жутковатых эпизодов — чего стоят только распятый енот и зажаренная на гриле голова гитариста Slayer. Впрочем, сама по себе кровавая чертовщина вряд ли может удерживать зрительское внимание. Одной из ключевых для Грола тем является исследование самой механики существования рок-группы и социальной важности стиля как такового. Сам он — живое доказательство того, что заниматься музыкой важнее, чем играть в гениальной группе. Об этом он постоянно говорит в интервью, об этом рассказывает и «Студия 666», где катализатором хоррор-движка является творческий кризис. Конечно, Грол отнюдь не Карпентер, но он, к счастью, на это и не претендует. Там, где фильму не хватает изобретательности, выручают самоирония и личное обаяние персонажей. И в этом отношении «Студия 666» способна дать фору многим серьезным ужастикам — во всяком случае, паразитирующему на ностальгических чувствах новейшему «Крику». Заразительного удовольствия в «Студии» точно больше.

Фильм «Студия 666» (Studio 666) можно посмотреть в сети