«Русалка с флейтой»: Елизавета Боенич рассказала о воспитании детей и приобщении к прекрасному через музыку
Елизавета Боенич – музыкант. Играет на флейте и фортепиано. Любит море и плавание с дельфинами. Елизавета совмещает музыкальную деятельность и преподавание итальянского языка. Окончила Российскую академию им. Гнесиных.
С творчеством Елизаветы Боенич я имела честь познакомиться давно, когда ещё несколько лет назад старшего сына начала водить на концерты проекта «Малышам тут место» – для самых маленьких.
Мероприятия проводятся в Москве на разных культурных площадках. В последнее время в основном в музее им. Прокофьева. На этих концертах дети от 0 до 8 лет могут совершенно свободно двигаться, танцевать, подпевать музыкантам, а после концерта даже попробовать поиграть на музыкальных инструментах и узнать о каждом инструменте интересные факты.
Мы с мужем, как и наш старший сын, а позже и младший, с большим удовольствием сами принимали участие во всех интерактивах. Дети на таких мероприятиях полностью погружаются в мир прекрасных песен, наполненный музыкальными фантазиями и ритмами.
Интервьюер — журналист журнала Colady Анна Сухова-Дульская.
Фото из личного архива Елизаветы Боенич
Colady: Елизавета, расскажите, пожалуйста, о себе. Когда вы начали интересоваться музыкой?
Елизавета: Я родилась в городе Кирове. Музыкой интересовалась с детства, исполняла песни собственного сочинения. Мама часто рассказывает историю, как я, кажется, в 5 лет увлечённо смотрела балет «Щелкунчик», стоя в проходе партера около сцены, и в ужасе вскрикнула, когда одна из балерин упала на сцене.
Театр, балет, оркестр – это всегда было что-то святое, неземное для меня…
Colady: Кто привил любовь к музыке? Опишите, пожалуйста, как это было?
Елизавета: В 6 лет мы с мамой начали заниматься дома на фортепиано. Я была увлечена, хотела научиться играть разные произведения. Когда пришли на прослушивание в хоровой класс, репертуар уже был большой.
И ещё я помню, что в садике выступала с песней о бабушке. Это была очень красивая и грустная мелодия, мне очень нравились гармонии в аккомпанементе, её я тоже спела на том прослушивании. Самое большое музыкальное впечатление в Кирове – это концерты органной музыки в костёле. Там прекрасный орган.
Фото из личного архива Елизаветы Боенич
Colady: Где вы учились?
Елизавета: Сначала училась в Кировском училище искусств на фортепианном отделении. На первом курсе училища очень заинтересовалась жизнью симфонического и духового оркестров, научилась играть на флейте и поступила в том же году в училище на духовое отделение.
Так я училась на двух отделениях до конца третьего курса, это было очень тяжело физически и психологически. В какой-то момент я поняла, что нужно делать выбор. И я поступила переводом в Музыкальное училище им. Гнесиных в Москве. После училища училась в Российской академии имени Гнесиных.
Colady: Как складывалась творческая судьба после окончания академии?
Елизавета: С 19 лет преподавала флейту в музыкальных школах, играла в оркестрах, работала в Московском театре «Эрмитаж», на различных проектах, таких как «Венские балы», съёмках фильмов на «Мосфильме» и т.д. Были сольные выступления с органом и оркестром.
Во время учёбы в академии имени Гнесиных у меня ещё возникла мысль освоить другую специальность (на всякий случай). И тогда я выучила итальянский язык, сдала на международные сертификаты и стала работать гидом-переводчиком в летние месяцы, когда была свободна от музыкальной работы. Тогда же я начала преподавать итальянский язык и продолжаю сейчас.
Colady: Такая высокая загруженность! Не было желания выбрать одно направление деятельности?
Елизавета: Итальянский язык занимает важное место в моей жизни, я не хочу делать выбор: лингвистика или музыка. Мне очень нравится разноплановая деятельность, это держит в тонусе мой мозг и не даёт расклеиться от лени.
Конечно, очень важную роль в моей жизни играет музыка. Сейчас я преподаю в филиале «Академии джаза» Игоря Бутмана, который находится в московском кадетском корпусе «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ». Это закрытое учебное заведение для девочек. И, помимо этого, занимаюсь организацией специальных концертов для детей проекта «Малышам тут место».
Фото из личного архива Елизаветы Боенич
Colady: Расскажите подробнее о проекте «Малышам тут место»?
Елизавета: Проект «Малышам тут место» создала моя коллега — пианистка Юлия Костина в 2017 году. Последние 4 года его веду я, большинство концертов проходит в музее С.С. Прокофьева, в Камергерском переулке, цикл детских интерактивных концертов 0+ называется «Нескучные концерты».
Музей Прокофьева заинтересовался нашим проектом, потому что до этого у них не было концертов 0+, а мы очень довольны акустикой зала и концертным роялем Steinway, это просто любовь с первого взгляда – потрясающее звучание!
Colady: Как дети воспринимают концерты?
Елизавета: Малыши не только слушают музыку. На таких концертах дети не сидят на своих местах, а могут свободно перемещаться, танцевать, играть с игрушками.
Когда мы делали первую флейтовую программу, мне хотелось создать что-то необычное, не просто бэби-концерт, а чтобы было интересно и взрослым, и детям, чтобы ребята были вовлечены в процесс, и каждый узнал что-то новое для себя.
Так стали появляться интерактивные программы с играми, танцами, песнями, спектаклем, я бы даже сказала с элементами шоу. Мы с трубачкой Наталией Лавровой проводим программу «Джаз для детей», которая всегда проходит на «ура»!
Но самая увлекательная программа, пожалуй, «Пиратский квест»: поиски сокровищ по карте, загадки, музыкальная викторина. Всё это вылилось из композиции к фильму «Пираты карибского моря» и моего морского путешествия к дельфинам.
На концерте «Танцевальные ритмы» отправляемся в кругосветное путешествие и учимся с детьми и родителями танцевать не только популярный вальс и польку, но также хабанеру, ламбаду и другие танцы.
Для каждого концерта есть специальный реквизит ручной работы. Я шила цветы из фетра для «Весеннего бала», новогодние игрушки на ёлку, осенние листья с блёстками для листопада. Это своего рода рукоделие, мне очень нравится этим заниматься. Материалы выбираю безопасные для детей, чтобы никто на концерте не поранился, не кинул в другого и ничего не съел.
Если подумать, что я вообще хочу приносить в этот мир, то это радость, красоту, любовь, чтобы в ответ слышать громкий детский смех! (улыбается)
Фото из личного архива Елизаветы Боенич
Colady: Расскажите, пожалуйста, какими инструментами владеете?
Елизавета: Сейчас я в равной степени играю на флейтах и фортепиано. На программе «Волшебные флейты» знакомлю детей со всеми видами флейт, какие есть у меня в арсенале.
Я начинаю рассказ с древних времён, когда люди мастерили примитивные духовые инструменты, показываю звучащие морские раковины, бамбуковую флейту, флейту Пана (многоствольная флейта) и рассказываю древнегреческую легенду, связанную с ней.
Дальше мы с ребятами попадаем в Средние века и знакомимся с барочными блокфлейтами (на блокфлейте-сопрано дети учатся играть в музыкальных школах), с поперечной флейтой без клапанов, и постепенно подходим к возникновению современной большой флейты.
Ну и, конечно же, королева нашего концерта – всеобщая любимица – малая флейта-пикколо. На фортепиано я аккомпанирую солистам, которых приглашаю на другие программы.
Colady: Сложно ли приобщать детей к музыке? Какие существуют тонкости?
Елизавета: Дети очень искренние создания. Если ребёнку неинтересно, он не будет притворяться из вежливости и заставлять себя слушать концерт или заниматься на инструменте. Главное в работе с детьми – это заинтересовать их. Поэтому стараюсь сделать концертную программу максимально разнообразной.
Тоже самое актуально и в преподавании. Если ребёнок горит желанием, то он горы свернёт! Но, как правило, желание с появлением трудностей гаснет.
В пансионе, где я сейчас преподаю, девочки взрослые и самостоятельные. У нас не работает схема «родители хотят, чтоб я ходила в музыкалку». Если погас огонь, то ребёнок бросает и выбирает себе другое занятие: танцы, спорт, рисование, выбор очень большой.
Заставлять заниматься я не люблю и не хочу. Поэтому стараюсь мотивировать и поддерживать интерес. Для этого провожу со своими ученицами тематические концерты, музыкальные спектакли, дыхательные гимнастики по Стрельниковой, йоге и т.д.
Для кого-то из учениц очень важно участие в концертах и конкурсах, но чаще девочки желают только разучивать любимые мелодии.
Colady: Какие ощущения возникают на детских концертах?
Елизавета: Детские концерты для меня это такая же игра, как и для самих детей. Обратная связь возникает моментально! И это очень чистая и искренняя энергия.
Главный результат этой работы для меня – блеск в глазах и улыбки детей! Это непередаваемые ощущения, когда ребята сопереживают герою в спектакле, радуются знакомству с новым музыкальным инструментом, квакают вместе с сурдиной-квакушкой или подпевают любимую песенку.
Colady: Расскажите о вашей семье. Приобщаете ли детей к музыке и как?
Елизавета: Муж играет на гитаре и любит петь. На новогодних программах очень помогает мне в образе Деда Мороза. У него даже есть «выходная ария» Деда Мороза для этих спектаклей.
У сына очень хороший музыкальный слух, но он любит заниматься техникой и от музыкальной школы отказался. Я не настаивала, думаю, что всему своё время, и он выберет для себя музыкальный инструмент, когда захочет.
Дочка ходит на танцы, рисование и на кружок «Музыкальный театр». Дома она поёт с утра до вечера, мне очень жалко соседей, но убавить громкость невозможно! А вот чтобы освоить музыкальный инструмент нужно трудолюбие и упорство, это ежедневные занятия. Я не давлю, жду, когда мои дети сами возьмут на себя эту ответственность.
Фото из личного архива Елизаветы Боенич
Colady: Елизавета, вы в очень хорошей физической форме, расскажите,пожалуйста, о секретах красоты?
Елизавета: Движение – это жизнь. Я стараюсь больше двигаться. Моя большая любовь – это море и дельфины. Кажется, что она родилась вместе со мной. Сколько себя помню, всегда были дельфины и русалки в мечтах, в игрушках, на рисунках на свободную тему в садике и школе.
Поэтому я, можно сказать, исполнила свою детскую мечту и стала русалкой – увлекаюсь фридайвингом (погружением на задержке дыхания), сапбордом (сёрфинг на доске и с веслом для гребли) и в целом плаванием.
Каждая встреча с морем для меня это возвращение в стихию, из которой мы все вышли, это возвращение домой. Море для меня – это неисчерпаемый источник жизни, сил и вдохновения. Оно всегда выслушает, всё примет и простит.
Каждый раз, когда я еду к морю, думаю, что столько всего нужно высказать, выплакать, а приезжаю – и понимаю, просто хорошо рядом быть и слушать его дыхание, рассказывать уже нечего, потому что в сравнении с мудростью первозданной стихии всё полная ерунда…
Colady: Поделитесь творческими планами?
Елизавета: На днях пришла мысль сделать программу с музыкой из мультфильмов Disney. Наверное, потому что каждый день поём с дочкой песни из «Холодного сердца 2». Посмотрим, как сложится. Уже пора планировать осенние концерты в музее С.С. Прокофьева, так что возможно эта программа скоро появится. Следите за новостями проекта.
Также рекомендуем вам почитать ещё одно интересное интервью: Детский писатель Ксения Горбунова рассказала о своём творчестве