Самарцы увидели "Черные и белые сны" Вана

Выставка посвящена памяти писателя Руслана Надреева (Марсовича), одного из самых заметных авторов русского литературного авангарда 1980-90-х годов, ушедшего из жизни тридцать лет назад. В экспозиции - более пятидесяти картин, созданных по мотивам творчества Марсовича. Среди работ есть и полотна крупной формы. Так, картина "Классическая езда на белой лошади" состоит из восьми холстов и занимает около семи квадратных метров. Представлены также графические иллюстрации к произведениям писателя. Например, к роману "Крылатый львун", герой которого – полулев-получеловек. Странное антропоморфное существо, похожее на ангела. Среди иллюстраций можно увидеть также графику, созданную по мотивам романа "Спокойнее" и рассказа "Летать и плавать". Игра фантазии, умение преображать окружающий мир, парадоксальность, недоговоренность – все это объединяет прозу Руслана Марсовича и картины Виктора Норкина. Художник принял участие в открытии самарской выставки. - Для меня изображение плюс текст – наилучший способ выразить себя, - так охарактеризовал свое творчество Виктор Норкин. - И в этом повествовании важно все, даже мелочи: вот иду по улице, прикасаюсь руками к листьям, вдыхаю запах растений и сырой земли, ощущаю хруст снега под ногами, или, наступив в лужу, замечаю, как брызнула вода и исчезло отражение, и думаю: "Эх ты!" И рождается картина с таким названием… Человеческая жизнь условна, а творчество - вообще загадка. Людям иногда хочется понять смысл конкретной картины, и они обращаются ко мне с вопросами, на которые иногда нет ответа. Тогда, чтобы обойтись без объяснений, я стал писать тексты прямо на холстах. В картины Норкина вкрапляются поэтические строчки. Одно из самых характерных соединений слова и живописного образа – картина "Сказка про ВАНа". На розовом фоне - человек, поднявший голову к небу, огромные деревья, маленький домик с печной трубой, условная речка с уловными рыбками, за ними наблюдает кот. А посередине картины – текст сказки об авторе (Ване), который "как-то проснулся, вышел из дома и оказался в розовом лесу под белыми деревьями и под небом со звездами". Его картины - это истории. У них и названия, как начало рассказа: "В твоем окне садится солнце", "Я плыл, я тонул, я выпал дождем", "Сегодня буду вулканом, буду сбрасывать пепел". Одна из таких картин - "Последний взлетающий зимородок всегда печально машет крыльями" - дала название всей выставке. Заметно, что раньше художник занимался сценографией. Он, словно волшебник, моделирует свою среду, перемешивая на полотнах разные стихии, мифы и времена. Его картины вызывают ассоциации то с русским лубком, то с текстами обэриутов, то с произведениями великого сюрреалиста Рене Магритта, то с работами представителя наивного искусства Анри Руссо. Многие картины похожи на сновидения. Они наполнены звездами, фантастическими птицами и зверями, странными образами (например, человек несет за плечами в рюкзаке целое дерево). Два цикла так и называются – "Черные сны" и "Белые сны". Экспозицию дополняют фрагменты рукописей Руслана Марсовича и его фотографии. Необычную мистическую атмосферу на открытии выставки создавали музыкальные композиции групп "КушваBand" и "Синестезия". Их выступление открыло в "Новом пространстве" парад концертов "Лёгкое дыхание весны". Они будут идти вплоть до самого лета. В галерее выступят музыканты всевозможных стилей и направлений - от турбо-кабаре и рок-н-ролла до камерного джаза и симфонического авангарда. А посмотреть выставку живописи и графики "Последний взлетающий зимородок" можно будет до 15 мая.

Самарцы увидели "Черные и белые сны" Вана
© СОВА