Поиск новых смыслов
Александр Федорович, уже прошло два месяца занятий в Цехе драматургов. Что можете сказать об участниках семинара? Главное о них уже сказали их тексты. Если говорить "вообще", то нынешние молодые авторы раньше начинают писать, они техничнее и оснащеннее своих сверстников из предыдущих поколений. Впрочем, главное, как всегда – способность и готовность авторов продолжать работу над своими, казалось бы, уже готовыми, сценариями и пьесами. Например, короткая, но интересная пьеса Вари Кулешенко "Брянск-Север". Сейчас театры, как, впрочем, и всегда, ждут "историй любви". А у Вари как раз такая история. Начинается она, когда любовь героев уже в глубоком кризисе, но они старательно делают вид, что не замечают этого. Пьеса требует доработки, в первую очередь, для увеличения объема. И это не просто формальное требование для создания полноценного спектакля. Прописать подробно и убедительно все перипетии в развитии их отношений – несомненная задача молодого автора, просто часть профессиональной учебы. Надо упомянуть и сценарий "Воск" Алексея Михайлова. Это моральная драма на символическом производственном фоне (фабрика по производству свечей). Сложные дилеммы добра и зла, отношения повзрослевших детей с их родителями и вечная тема материнской любви. Важна, как обычно, аудитория, на которую рассчитан сценарий будущего фильма. Семейные просмотры – это только родители с маленькими детьми? Или, как в данном случае, это скорее старшие подростки и родители? Разбирая сценарии, мы непременно говорим об их визуальной стороне, выборе выигрышных объектов. Здесь предметом производства являются свечи – то есть герои производят в конечном счете свет. И это важно, поскольку кино – это еще и визуальная диалектика света и тьмы. А есть в конкурсе пьесы на школьные темы? Школьные пьесы театру просто необходимы, но их крайне мало. В нашем семинаре есть такая пьеса. Это "Марки" Ляли Петуховой. Ляля Петухова, наверное, одна из самых юных наших участниц. Конфликтную ситуацию она показывает со знанием дела и пониманием детского характера и – что немаловажно! – в современном ракурсе. Это, в первую очередь, смена ролевого поведения мальчиков и девочек. Сложная жизнь в неполной семье делает девочку активной и дерзкой. В начале мальчик в этой паре – скорее, ведомый.Но постепенно он, испытывая, казалось бы, чисто женские эмоции жалости и сочувствия, занимает активную позицию, помогая своей подруге. Такое диалектическое построение создает прочную конструкцию: повороты сюжета по-новому раскрывают характеры героев, а изменившиеся характеры ведут к новым поворотам. Волнуют ли молодых драматургов проблемы современной семьи и семейных ценностей? Конечно. Например, сценарий Лины Асадуллиной "Каримовы". Он написан на национальном татарском материале, интересно сочетает современную, касающуюся всех историю семьи, с татарскими национальными традициями. Бабушка – хранительница традиций – оказывается самым близким человеком для молодых внуков. Именно у нее они учатся любви, пониманию, сочувствию и доброте. При этом в сценарии отражен и общемировой кризис "традиционной семьи". Насколько подлинная любовь, искренность и честность совместимы с традициями и оглядкой на соседей? Не такой уж и простой вопрос. Об этом и говорит сценарий, изящно построенный как ряд самостоятельных новелл, где каждый из героев – главный в своей новелле. В результате к финалу складывается очень непростая картина современного мира, охваченного кризисом. Яркие визуальные детали (например, носки, которые вяжет и продает бабушка), как и положено в кино, говорят о многом – помимо слов. На каждом ли занятии вы поднимаете вопросы теории драмы? Или только даете практические советы? Дать практический совет, не руководствуясь теорией драмы, невозможно. Например, на основе пьесы Ляли Петуховой и сценария Лины Асадуллиной можно рассмотреть два варианта построения сюжета. В пьесе – этот сюжет строится вокруг двух героев, чьи истории переплетены друг с другом, развиваются параллельно, постоянно перекрещиваясь. В сценарии – это конструкция разветвленная. Начинаясь в одной точки – новелле о бабушке, которую перевозят в семью сына и внуков, она продолжается другими новеллами, где в центре – каждый из членов семьи. Но ведь именно так и устроена жизнь: дети, а потом выросшие внуки разлетаются в стороны и каждый живет своей жизнью, каждый герой своей "новеллы". Отличный, совсем не формальный прием – показать это через конструкцию. При этом бабушка для всех остается не только истоком, но и мерилом их души. И ее образ явно является центральным, и это не дает отдельным линиям разбежаться в стороны – так, чтобы сценарий не утратил единство повествования. Спасибо. И хотелось бы еще спросить о мастер-классах с приглашенными театральными кинодеятелями, идущих параллельно с семинаром. Что особенно запомнилось? Первый мастер-класс провел у нас кинорежиссер Игорь Минаев . Прекрасный режиссер, все фильмы которого, начиная с первых двух "Холодный март" и "Первый этаж", были участниками Каннского кинофестиваля "Двухнедельник режиссуры", и все последующие так же были участниками многих кинофестивалей и имеют награды. В фильме "Наводнение" по Замятину снималась французская кинозвезда Изабель Юппер. Помимо таланта и мастерства, Минаев обладает редким качеством: не просто знаниями и навыками, но и умением о них рассказать. Тема его встречи была сформулирована так: "Мизансцена как инструмент режиссуры". Казалось бы, зачем это знание сценаристам? Но Минаев показал, что сценаристу необходимо визуальное представление эпизода, который он пишет. Поведение и физическое действие требуют определенного расположения героев в пространстве и относительно друг друга. И это всё влияет на диалог. Но и задачи диалога, необходимого сценаристу, требует определенного расположения персонажей и их точного физического действия. На конкретных примерах слушатели мастер-класса разбирали, как одним описанием мизансцены можно создать атмосферу и объяснить взаимоотношения героев: кто – главное действующее лицо, а кто – зависимое и подчиненное. Это было не только очень интересно, но и полезно. Еще один интереснейший мастер-класс театрального режиссера Гарольда Стрелкова , ученика Петра Фоменко, бывшего главного режиссера театра Ленсовета, был посвящен сказке. Все последние годы Гарольд Стрелков занимается именно исключительно сказками, стараясь их расшифровать и найти смысл в привычных, хорошо известных нам с детства историях. Баба Яга, которая воплощает смерть, и злая мачеха, которая воплощает судьбу. Дом, который воплощает тело, Василиса, которая воплощает душу, и многое-многое другое выявляют в сказках новые взрослые смыслы. Сказки всегда востребованы на сценах театра, но Стрелков предлагает подойти к ним по-новому: оставив внешний сюжет для маленьких и вскрыв их глубины для взрослых. Таким образом, сказки станут спектаклями для семейного просмотра, из которого каждый вынесет свое. Многие участники семинара заинтересовались методом Стрелкова и после этой встречи продолжают с ним регулярные занятия сказочной тематикой. К чему мы, собственно, и стремимся – расширить круг творческого общения и поиска, связать драматургов с театром, ведь мы и называемся Цех драматургов – главный в театре цех, с которого начинается работа над спектаклем.