Войти в почту

Дискотека 90-х: Айдар Галимов как зеркало музыкальной революции

Проект "Реального времени": татарстанская эстрада лихих лет

Дискотека 90-х: Айдар Галимов как зеркало музыкальной революции
© Реальное время

В начале марта мы закончили публикацию основных материалов сайта "100 татарских песен XX века". Мы рассказывали, что слушали татары до революции, после нее, во время коллективизации, в военные годы, во времена популяризации телевидения и в эпоху оттепели. Про 1970-е мы рассказывали в двух частях, также поступили с песнями из 1980-х. Последняя серия была посвящена песням 1990-х, и этот период решено рассмотреть более пристально. Мы говорили о феномене фонограммы, о тин-старе того времени Мусе Маликове, а теперь переходим к мастодонтам — Айдару Галимову.

Поющий юрист из Башкортостана

Семья Галимова из Миякинского района Башкортостана, но родился он в Казахстане, впрочем, через год уже вернулся в республику. Музыкальное образование у него — второе, до этого он окончил юрфак. В интервью Галимов говорит, что воспринимал музыку как хобби и видел себя как юриста, который "хотел поучаствовать в создании нового государства". Заслуженный артист и РТ, и РБ, он продолжает жить в Уфе.

Как и многие артисты, Галимов начал карьеру в конце 80-х, участвуя в радиоконкурсе в честь 70-летия Башкирской АССР, а после стал вокалистом ВИА "Азамат" при ДК "Авангард", что в самом центре города. "Азамат" существовал с 1971 года, выступал на Центральном телевидении и региональных фестивалях. Причем группа, понятно дело, играла вживую. Сейчас многие его участники живут и работают за рубежом. Постепенно выступления Галимова стали занимать значительную часть программы ВИА. Поиграв 3 года в ансамбле, он основал эстрадную студию "Айдар", которая затем стала театром-студией. Также у Галимова теперь есть студия звукозаписи, детская хореографическая студия "Салют"

Композиции этого периода позже вышли на диске "Лучшие песни 1990—1995 гг.", который открывается с беспроигрышного дуплета "Җырларым — канатларым минем" и "Моңнар кайтсын авылга", к обоим музыку писал Ризван Хакимов.

Сборник сопровождается следующей надписью: "В начале 1990-х годов еще не было профессиональных звуконосителей и студий звукозаписи, поэтому качество некоторых песен не соответствует современным параметрам аудиозаписей".

Отметим, что сведением там занимается многолетний соратник и аранжировщик Галимова — Фарваз Килдигулов, выпускник Уфимского института искусств по специальности "народные инструменты", хормейстер и баянист во Дворце культуры Альшеевского района.

Фото: aidar.ru

Айдар — саунд девяностых

Возможности тогдашних студий в целом тема любопытная. Как утверждают маститые продюсеры 90-х вроде Оскара Усманова в то время треки еще не записывались в компьютеры, в работе использовались синтезаторы и сэмплеры, а также аналоговая аппаратура. То есть аранжировки программировались в железной аппаратуре, после чего к ним добавлялся вокал.

Из-за этого зачастую можно увидеть интересную разницу в концертных и студийных вариантах песен. На сцене у Галимова в середине 90-х присутствуют клавишник, гитарист и баянист, но музыкальную работу можно заметить только у последнего. В условиях синтезаторных аранжировок баяны на кассетах не всегда слышны.

В архивном сборнике они добавляются, к примеру, в песне "Ярмәкәйнең чишмәләре", при этом песни звучат в духе среднеазиатских ВИА 80-х, со степенными битами и ориентальными мотивами, в частности синтезаторными тембрами, имитирующими деревянные духовые. Есть здесь и песни на башкирском. Хотя все точки над i расставляются песней того времени "Кайтам мин илкәемә" со словами: "Мин дә сибелгән татарның Бер газиз баласы ла" ("И я один славный потомок разбросанных [по миру] татар").

Фото: aidar.ru

В 1995 году вышел его дебютный альбом "Туган көнең белән". На нем уже записанные многие его известные хиты — "Кызыл розалар", "Рәхмәт сиңа, бәхет кошым", "Абага". Есть тут, к примеру, и песни Зульфата Хакима — "Нәрсә булды сиңа бүген", "Бөдрә таллар", а также классическая композиция Ильгама Шакирова "Син сазыңны уйнадың".

Кстати, первые зарубежные гастроли у Галимова прошли в Узбекистане в 1995 году, а уже в 1997-м он поехал в Финляндию, также жил в Латвии, Эстонии, США, Турции, Казахстане.

Ценный документ той эпохи — трехчасовая кассета с концертом Галимова 1995 года. Красная рубашка с жабо, танцовщицы в длинных платьях со степенными движениями, общение с публикой, специальный гость (Йолдыз Шакирова) — все это приметы времени.

А потом пришел задорный бит

В 1997-м вышел альбом "Абага чәчәге", в котором основное место занимает хит, уже засвеченный на первом диске, а также "Серле йөрәк" на стихи Мударриса Аглямова. Еще через 2 года — релиз "Вакытларны булмый туктатып...", про который можно узнать, что здесь звучат саксофон, курай, виолончель, баян, флейта, гитара и труба. Завершает десятилетие "Айдар-2000", где есть, к примеру, песня "Гитара" с элементами фламенко.При этом, если начать слушать альбом следующего года "Бәхет бит ул", он начинается с трека "Кил генә түзәрмен", на котором можно услышать характерные для современной татарской эстрады резкие звуки и задорный бит. Хотя здесь есть и пение под баян, но при этом и довольно странная аранжировка "Җиз кыңгырау моңнары" и "Көзге ачы җилләрдә" с преобладанием баянов.

Вообще, фирменный звук Галимова, конечно, заключен в его голосе с характерным, проникновенным вибрато, которое меняет любое звучание на особенное. Как говорится, "чың күңелдән", "от всего сердца". Голос, безусловно, остается секретом популярности многих артистов, а уж такой, как у Галимова, — это попадание в десятку: его невозможно пародировать, потому что такое звучание неразрывно связано с образом певца.